Рейтинг@Mail.ru

Цель — «пособие по бедности в старости» НОВОСТИ

Понижение ставки страховых взносов — очередной удар по пенсионной системе

В начале июля в первом чтении принят законопроект о понижении ставки страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Эта мера нанесёт сокрушительный удар по страховой пенсионной системе.

В ОПУБЛИКОВАННОЙ на днях статье «Фискальная подножка» («Правда», №72, 12.07.2018) говорилось о тяжёлых последствиях повышения ставки НДС, законопроект о котором в начале июля был принят Государственной думой в первом чтении. Однако в этом законопроекте есть ещё одна существенная новация: сокращение ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Правительство объединило эти две совершенно разные меры в один законопроект, поскольку сокращение страховых взносов задумано как частичная компенсация бизнесу дополнительных издержек от повышения НДС. Это ещё раз показывает, что правительство рассматривает пенсионную систему с чисто бухгалтерских позиций, по сути трактуя страховые взносы как обычные налоги. При этом правительство полностью забывает (возможно, намеренно) о страховой природе пенсионной системы и даже не рассматривает последствия своего «налогового манёвра» для нашей пенсионной системы как системы страховой. Всё это очень похоже на подготовку почвы для постепенной ликвидации страховой пенсионной системы и замены её на что-то типа «пособия по бедности в старости» в комбинации с обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой.

Итак, в законопроекте речь идёт об отмене заложенного в текущем законодательстве повышения ставки страховых взносов с 22 до 26%, которое должно было произойти с 2021 года. (Взносы по этой ставке платятся с зарплат в пределах установленной базы, которая в настоящее время составляет порядка 80 тыс. рублей в месяц; всё, что свыше, облагается по ставке 10% и на формирование пенсионных прав не влияет.)

Точнее говоря, правительство предлагает бессрочно зафиксировать ставку страховых взносов на уровне 22% с зарплат. Такая ставка де-факто действует с 2012 года, но общеустановленной всё равно является ставка 26%; именно такая ставка закреплена в законе, а пониженная ставка 22% вводилась как временная мера для поддержки бизнеса и стимулирования экономического роста и должна была действовать до 2020 года включительно. Соответственно, пенсионные права работников формировались в таком объёме, как если бы ставка взносов составляла 26%, а недостающие средства Пенсионному фонду России (ПФР) компенсировал федеральный бюджет.

Эта ситуация сохранилась и после перехода к балльной пенсионной системе в 2014 году. Сумма уплаченных взносов перестала присутствовать в пенсионной формуле в явном виде, однако в расчёте изначальной стоимости пенсионного балла было заложено предположение, что взносы платятся по ставке 26%. При этом «недоплаченные» суммы взносов считались выпадающими доходами Пенсионного фонда, и их компенсировал целевой трансферт из федерального бюджета — трансферт «на компенсацию выпадающих доходов бюджету ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов» (Закон об обязательном пенсионном страховании, статья 17).

И вот теперь предлагается ставку страховых взносов закрепить на уровне 22% и считать это значение базовой, а не пониженной ставкой. Соответственно, не будет и целевого бюджетного трансферта на компенсацию пониженного тарифа: этот целевой трансферт растворится в общем бюджетном трансферте на покрытие дефицита бюджета ПФР.

Закрепление ставки страховых взносов на 22% — это хорошая новость для бизнеса, хотя эффект от этой меры проявится только через два-три года (то есть начиная с 2021 года, когда планировавшейся ранее отмены пониженной ставки 22% не произойдёт).

Однако для работников, то есть для будущих пенсионеров, это может оказаться либо плохой, либо очень плохой новостью. Дело в том, что, как уже сказано выше, в рамках действующей ныне балльной пенсионной системы величина тарифа не оказывает большого влияния на пенсионные права будущих пенсионеров, поскольку в пенсионной формуле суммы уплаченных взносов в явном виде нет. Поэтому в рамках нынешней системы понижение страховых взносов не приведёт к автоматическому сокращению пенсионных прав работников. Однако оно окажет негативное влияние на величину дефицита ПФР и общего пенсионного трансферта, дав дополнительный аргумент сторонникам повышения пенсионного возраста и сторонникам сворачивания государственной страховой пенсионной системы и замены её обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой на благо финансовых спекулянтов, которые получат в своё распоряжение огромные суммы обязательных пенсионных накоплений.

Если же произойдёт ещё одна полномасштабная пенсионная реформа и балльная система будет отменена, как это предлагает вице-премьер Татьяна Голикова, то сокращение ставки страховых взносов будет уже напрямую влиять на формирование пенсионных прав граждан. Ведь в любой страховой системе пенсионный капитал напрямую зависит от общей суммы взносов, уплаченных в течение всего трудового стажа. Поэтому понижение базовой ставки пенсионных взносов на 4 процентных пункта, с 26 до 22%, приведёт к тому, что объём пенсионных прав, которые в среднем зарабатывают работники, станет ещё меньше. А ведь этот объём и сейчас в среднем гораздо меньше, чем необходимо для формирования пенсионного капитала, достаточного для социально-приемлемого размера пенсии.

Таким образом, законодательная инициатива в отношении страховых взносов позволит несколько улучшить положение бизнеса, дав возможность работодателям немного сэкономить за счёт будущих пенсий своих наёмных работников. То есть в конечном счёте от этой меры опять пострадает население.

Татьяна КУЛИКОВА. Экономист.

Источник

Рейтинг@Mail.ru