Рейтинг@Mail.ru

Депутаты КПРФ выступили на «правительственном часе» в Госдуме по проблемам строительной отрасли НОВОСТИ

9 октября в Госдуме состоялся правительственный час с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко. Ему задали вопросы и выступили депутаты фракции КПРФ.

В.С. Шурчанов:

- Уважаемый Виталий Леонтьевич, вопрос такого порядка от фракции. Понятно, что введение эскроу-счетов будет замедлять темпы строительства. Вы чётко сказали, что задача достижения — 120 миллионов., тогда выходит резерв — индивидуальное жилищное строительство.

Вы как-то сказали, что будет программа индивидуального строительства. И хотел бы задать следующий вопрос, на селе живет 38 миллионов, и там как раз расположена основная база индивидуального жилищного строительства. Предусматривает ли правительство связать  эту программу с комплексной программой «Развитие сельских территорий», и как это будет обеспечено? Вот сейчас все доклады, все выступления были по городам, но о сельских жителях тоже нужно думать.

В.Л. Мутко:

- Спасибо, Валентин Сергеевич.

Ну я частично затронул эту тему. Вообще, считаю, что вот в структуре жилья, если мы говорим, вот как достигнуть таких показателей, конечно, индивидуальное жильё должно занять более существенное. Вот пока мы так спланировали.

Но ещё раз скажу, что мы рассчитываем, что всё-таки индивидуальное жильё можно будет и больше строить.

Здесь, кстати, спасибо за продление, в том числе и дачной амнистии, потому что это дает возможность сегодня регистрировать дома.

Поэтому сейчас какая ситуация? По нашему проекту «Жилье и городская среда» мы будем развивать индивидуальное жилье вокруг городов, небольших городов, городских поселений.

Программа, которую мы приняли «Обустройство села» новая, которая сейчас принята, она предусматривает строительство индивидуального жилья на территории сельских поселений с хорошими инструментами. Ипотека там от 0,1 до 3 процентов, поддержка застройщика, поддержка и подготовка инженерных сетей.

Вот эта программа сегодня там разработана и мы ее сейчас уже рассматриваем финансирование.

А индивидуальное жилищное строительство, мы рассчитываем, что в следующем году программу мы такую примем, она в правительство внесена, проходит сейчас согласование, и вместе с вами ее посмотрим и попробуем в следующем году принять и уже по корректировке бюджета или в бюджет 2021 года предусмотрим уже финансирование этой программы.

О.Н. Алимова:

- Уважаемый Виталий Леонтьевич, правительство создало удивительную экономическую модель. Теперь для того, чтобы отремонтировать двор или целый сквер, нужно войти в государственные программы и ждать денег из Москвы.

В большинстве своем муниципалитеты поддерживать в городах нормальный внешний облик, не говоря уже об исторической части, самостоятельно не могут. У них совсем нет денег.

Появился очередной национальный проект «Жилье и городская среда», и мониторинговый сайт «индекс.дом.рф», где происходит оценка городов по многим факторам — экологичность, наличие коммунальной инфраструктуры, озеленение и так далее.

Но на данный момент уровень развития большинства, городов определяется, к сожалению, как плохой.

Но это еще не учитываются проблемы изношенных коммуникаций, Вы об этом сказали, водоснабжения, водоотведения, теплосети, наличие или отсутствие парковок у вокзалов, у парков, у развлекательных центров, транспортная логистика. Ну извините, уже и за прозу жизни — отсутствуют бани и общественные туалеты.

Строим фонтаны и аллеи, а во дворы не может заехать ни скорая помощь, ни пожарная машина.

Готово ли правительство изменить индикаторы проекта?

В.Л. Мутко:

- Ольга Николаевна, я не совсем понял, о какой экономической политике правительства Вы говорите по отношению, значит, там, благоустройства или, скажем, приведения в достойное состояние наших территорий в городах. Это не экономическая политика, это политика государства.

Мы сегодня с вами вместе приняли решение, значит, вот Вячеслав Викторович сейчас говорил про стройку, комплексно, приняли решение развернуться к городам, к среде, в которой люди живут. Потому что люди порой в разных городах живут, уровень разнится между субъектами, городами, по социальной инфраструктуре, по обеспеченности, по комфортной среде.

И потом правительство приняло решение, парламент поддержал, появился такой проект «Комфортная городская среда», за 45 миллиардов впервые выделяем.

Мы просто диктуем губернатору и муниципалитету, что делать. Мы выделяем деньги через численность населения, и губернатор сам выбирает приоритеты. Для того чтобы его ориентировать и как-то оценивать, мы сделали 36 показателей, 6 показателей… 6 на 6 — 36. Это экологичка, идентичность, наличие соответствующих зелёных насаждений, безопасность, умение управлять городом. И вот вы уже практически многие перечислили. Пока в ноябре месяце мы в первый раз оценим через этот индекс. Это будет некий ориентир для каждого города.

Что касается дворов. Давайте, я ещё раз, на эту тему говорил на фракциях.

Ни в коем … мы не закрываем никакие дворы. Просто был до 2017 года проект какой? Только на дворовые территории. Мы… федеральное правительство принимало решение списать две трети этих денег сюда, одну… две трети на дворы, одна третья. Мы перестали это диктовать. Но чтобы вы… это же выбор теперь субъекта, зачем нам диктовать. Что люди проголосуют, выберут, то и должно быть. А что касается дворов, то мероприятия по финансированию мы сохранили, мы разрешаем тратить.

Вот я вам приведу пример, что вот сегодня в стране 445 тысяч дворов, 308 в неблагоприятном состоянии, 165 миллиардов нужно на их приведение в порядок. Весь проект 265 миллиардов.

Поэтому мы исходим из того, мы дали ориентир, мы даём деньги, а, коллеги, давайте муниципалитеты, опираясь на мнение людей, выбирайте, что делать.

И вот в этом плане, даже если взять 2019 год, сегодня, я посмотрел на 2019 год, 7 миллиардов, 7,5 миллиарда рублей выделены на дворы, будут приведены в порядок за федеральные деньги под 12 тысяч дворов. Что ещё? 70 процентов денег всё равно они направляют на дворы. Но мы исходим из того, что если нет хорошего трамвая, троллейбуса, улицы, можно из двора выйти, тебе не доехать до работы.

Поэтому правительство, я уже в выступлении сказал, мы сейчас работаем над новой программой, как сюда добавить. Пока смотрим, не могу ещё анонсировать, но мы хотим запустить в 40 городах новую программу модернизации городского транспорта. Знаете, вот полностью: трамвай, троллейбус, автобус. Поэтому, конечно, будем на это.

Если нужно сейчас улучшение качества обслуживания, то конференцию я готов поддержать. Мы должны исходить только из главного принципа, из чего исходит правительство.

Качество услуг и стоимость услуг должны быть адекватные и оплата граждан должна соответствовать и качеству и стоимости. Вот это надо жестко контролировать, чтобы на людей не перекладывали плату за некачественные услуги. Вот в этой области. Потому что нам поработать надо по жилищной инспекции, чтобы сделать ее мощным и сильным институтом. Вот в этом плане немножко подвигаться.

А с этим вопросом, я не знаю, в чем там отказ был. Я думаю, что мы посмотрим вместе с вами еще раз по управлению многоквартирным домом.

Ю.П. Синельщиков:

- Уважаемый Виталий Леонтьевич, во фракцию КПРФ обращаются жители Татарстана, жилье которых признано аварийным. В этой республике сложилась практика выселения семей их аварийных домов по судебным решениям без предоставления жилья, то есть на улицу.

В городах республики на каждый квадратный метр аварийного жилья выделяется лишь по 11 тысяч рублей. И поскольку приобрести квартиру на эти средства невозможно, гражданам предлагают вступить в программу социальной ипотеки.

Однако большинство жителей этих домов малоимущие, и выплачивать ипотеку им крайне сложно.

Причем многие дома, признанные аварийными, находятся в удовлетворительном состоянии, и собственники жилья активно борются за отмену решения об их сносе, в том числе и в судах.

Обращения граждан, а также фракции КПРФ к президенту республики с просьбой решить эти вопросы, результатов не дали. Вам эта проблема известна.

Прошу проинформировать Думу о предполагаемых мерах правительства для законного и справедливого решения проблемы.

В.Л. Мутко:

- Я уже сказал, что сейчас проект закона о расселении аварийного фонда (так его назовем), он находится здесь, на полях парламента. Там предусмотрена мера, и стоимость, когда в собственности жилье, прописан механизм и как считать рыночную стоимость, с учетом собственности земли.

Вся проблема, конечно, что, когда они ставят цену, они не считают землю. И здесь этот механизм будет прописан.

И второе, когда у тебя социальный найм, как это будет решаться. В этом законе всё… и дальше по цене, чтобы так не было разнобоя в одном субъекте, правительство себе дает отсылку, что мы примем специальный акт правительства о порядке установления цены выкупа.

И вот то, что мы делаем с вами, когда мы принимаем решение, утверждая для каждого субъекта Российской Федерации там стоимость квадратного метра под расселение. Идут дискуссии, конечно, но вместе с тем, вот мы сейчас в Орловской области поправили коэффициент, когда губернаторы видят, и мы видим, что наша не совсем чёткая статистика, где- то нужно квадратный метр поднять. Вот в этом плане мы с вами исходить должны из того, что граждан должны мы защитить.

Вот если у него есть сегодня в собственности жильё, а у нас сегодня такой квадратный метр, первое — он должен или столько же получить, или второе — мы должны его выкупить, но выкупить по рыночной стоимости с учётом стоимости земли. Вот такой подход в этот закон заложен, и стоимость определяться будет правительством.

Вот вместе давайте, я ещё раз скажу, доработаем, чтобы таких вот разноплановых подходов в разных субъектах Федерации не было.

В.В. Бортко:

- Виталий Леонтьевич, я хотел спросить у вас вот что. Учитывали ли вы в своей деятельности такую вещь как коррупция, которой поражена вся строительная индустрия сверху донизу. Что я имею в виду?

Но мой вопрос сейчас связан с вопросом моего коллеги Нилова, строительство на бадаевских заводах. То есть там будет 35 этажей, в то время как можно было построить три-четыре, это было бы нормально. То же самое в Петербурге, завод «Светлана». 35 этажей на этом месте при существующей узкой дороге, которую невозможного расширить.

Это учитывается как-то? Можно ограничить, просто вы же это можете сделать.

И ещё одно. Не стоит ли просто ограничить развитие городов, в частности, Москвы и Петербурга? В одну трубу вливается, в другую выливается. Это бесконечная история. Они расширяются, расширяются и расширяются, до каких пор? Вы никогда в жизни не успеете построить то, что каждый раз появляется снова. Вот такой вопрос.

В.Л. Мутко:

- Я не могу согласиться с тем, что вся строительная отрасль пронизана коррупцией, потому что вклад в ВВП 6-7 процентов. Сегодня работает на стройке до 6 миллионов человек, привлеченных в штате – только 3 миллиона. Сегодня построены и реализуются объекты в среднем на 5,7 триллиона рублей в год. Построены объекты к чемпионату мира, построен Крымский мост, построен, строится космодром, то есть это в принципе строится.

Скорее всего, я вам хочу сказать, о коррупции вы говорите в стройке — это тот …, который вы продаёте в этой связке. То есть, как бы застройщик становится неким заложником этой коррупции, о которой вы говорите.

То есть вот то, что сегодня Вячеслав Викторович говорит, когда мы строим поля, когда в Ленинградской области, посёлок Скотное, там 3 тысячи населения, а глава муниципалитета выдаёт разрешение на строительство 25- этажного дома. Вот это и есть сегодня, наверное, вопрос.

Для того чтобы это убрать, абсолютно правильно, нужные прямые, понятные, спокойные схемы уйти от взаимодействия людей. Должны сегодня работать процедуры, электронные процедуры, выдача разрешения, регистрация, продажа земли.

Вот выступал Плутник, я вам приведу такой пример, до прошлого года доходы от продажи и реализации недвижимости в оборот и земель неэффективное использование были не более там 3 миллиардов рублей.

В прошлом году 18 миллиардов рублей, мы от продажи* сегодня привлекли, 9 миллиардов вернули в федеральный бюджет, почему? Потому что ушли просто от этой продажи под столом, пошли на электронную площадку, выставили, взяли, заключили соглашение электронное в

Сбербанке, любой участок, базовая цена, иди, торгуйтесь, никто не видит, что? Вот это если мы всё с вами уберём, то такие вопросы.

И вопрос теперь развития, можем мы это остановить или нет? Во- первых, комплексное освоение должно… И второе, конечно, генеральные планы. Сегодня в большинстве субъектов никаких генеральных планов или они старые, или механизм их внесения очень простой.

Муниципалитет делает генеральный план. Сегодня один мэр сделал генеральный план, система какая: в Министерство экономики России отправляет 15, там 30 дней считается, чтобы внести изменения, поэтому никто ничего не понимает, что они там строят?

Нам нужно здесь навести порядок, и мы подрежем эти все вопросы, поднимем, несколько компетенцию поменяем, сделаем процедуру. В национальном проекте эта серьёзная работа заложена. Было 300 процедур, чтобы получить разрешение там на строительство, сейчас мы 98 утвердили минимальных, уже там некуда. Значит надо уходить в административный, уходить вот от этого контакта, где тебе и хочешь здесь участок, понимаете?

Когда негласный торг за то кто, сколько даст, а не за то, чтобы сегодня кто построит.

И такие вопросы они, конечно, само собой будут разрешены. Когда есть… Извините, даже вот сейчас занимаясь Иркутской областью, городами

Тулун, допустим, понимаете, вся проблема в том, 41 тысяч населения, муниципалитет и еще 20 район, два мэра. Ты с ним идешь, вот я говорю, один рассказывает про улицы, заходишь, школа стоит, он говорит: «Да, нет, теперь это мэр другой будет докладывать». Потому что, вы понимаете, генеральные планы не утверждены, зоны подтопления не определены и вот: дайте денег, мы восстановим. Восстановим через 10, 20, когда там цикличность следующая, опять в эту зону приходит вода.

Просто потому что элементарно нет генерального плана, с людьми обсужденного, понятного, просчитанного и утвержденного. Если бы он был, отсюда пойдут планы застройки территории, и все понимают, что здесь больница или дом будет и прочее.

А сейчас, конечно, когда, вот Московскую область вы приводили, конечно, когда нараздавали эти разрешения в полях и только дома, а ему то, что Вячеслав Викторович говорил на эту тему. Будем вместе с вами работать. Этот проект дает нам возможность не только реформировать финансирование, но и изменить вообще систему, подходы, требования к стройке, требования к домам (понимаете?), к экономике домов, умным домам, к новым технологиям, БИМ технологиям, уходить от этого всего. И, конечно, вот это такая задача перед Министерством строительства очень большая и серьезная стоит.

М.Ю. Авдеев:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Виталий Леонтьевич, коллеги!

Мы второй раз за этот год заслушиваем информацию Правительства о реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента №204 от 7 мая 2018 года.

Выйти к 2024 году на цифру строительства 120 млн. кв. метров жилья в год нам необходимо для того, чтобы люди почувствовали качественное улучшение своих жилищных условий, заботу государства о них, возможность купить жилье или построить самим, воспользовавшись ипотекой, которую они реально, исходя из доходов семьи, смогут погасить.

Объемы финансирования на национальные проекты спланированы и предусмотрены. Но главное, как эти средства эффективно освоить с максимальным результатом, чтобы, как сказал Президент, – люди уже в этом году почувствовали улучшение своей жизни, а не где-то там далеко, в далеком будущем. Наша страна огромная, но почти половина (48%) возводимых многоквартирных домов приходится на Москву с областью, СПб, Ленинградскую обл. и Краснодарский край, там же и самый высокий уровень инвестиций в недвижимость. Три четверти населения страны живет в городах, но, несмотря на высокую потребность в улучшении жилищных условий, уровень обеспеченности жильем в России остается ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы. Большинству девелоперов выгоднее строить в больших городах, уплотняя застройку, лишая жителей зеленых насаждений, усугубляя транспортные проблемы, и, тем самым, создавая социальную напряженность. А в целом по стране, при таком раскладе, мы имеем отток населения из малых городов и поселений и перспективу получить неуправляемые мегаполисы, непригодные для жизни. Необходимо изменить психологию и чиновников, и строителей, и архитекторов, найти баланс интересов и повернуться лицом к людям, для которых все это строится.

Нужно строить жилье и создавать комфортную среду проживания не только в двух столицах, но и по всей России. Здесь нужно отдать должное Правительству, которое в последнее время принимает необходимые меры и по Дальнему Востоку, и по кредитной ставке для многодетных семей. Надеемся, что это только начало. Тем более, что по информации ЦБ, позитивный вклад в спрос на жилье вносит расширение ипотечного кредитования, в следующем году оно должно вырасти на 20%, кроме того, в первые месяцы 2019 г. отмечалось оживление кредитования банками строительных организаций после продолжительного периода его сокращения. За 9 месяцев 2019 г. было выдано 782,7 тыс. ипотечных кредитов на сумму 1,7 трлн. рублей.

Нельзя не отметить, что самые пессимистичные прогнозы на ситуацию в строительной отрасли в этом году не оправдались, видна положительная динамика по вводу жилья — за восемь месяцев 2019 г. введено 42,2 млн. кв.м. (на 7,4% выше показателя аналогичного периода 2018 года), и из них больше половины — индивидуальных жилых домов. По прогнозам ЦБ, в более длительной перспективе распространение новой модели финансирования жилищного строительства будет одним из важных факторов развития отрасли. По цифрам видим, что наш народ в очередной раз проголосовал за малоэтажную Россию, а не за небоскребы. Нужно больше внимания уделять этому сегменту.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» невозможна без качественной законодательной базы, ее правового и нормативно-технического обеспечения, мониторинга правоприменения и исполнения принятых решений в единой системе на всех уровнях государственной власти, федеральном и региональном с активной позицией муниципальной администрации.

Нам необходим системный подход к формированию градостроительной политики в Российской Федерации. Мы все помним задачи, поставленные в майском указе Президента Российской Федерации, где в целях формирования общей стратегии национальных проектов огромное внимание уделялось совершенствованию института градостроительной деятельности.

Наша задача довести законы до стадии правоприменения, в том числе и с изданием Правительством соответствующих нормативно-правовых актов.

Те изменения в законодательство, которые к этому моменту приняты (151ФЗ, 283ФЗ) делают понятным подход к формированию территорий, нацелены на регулирование вопросов, связанных с комплексным развитием территорий, с редевелопментом промышленных зон в целях решения задач, поставленных в послании Президента России, сформированных в Национальных проектах. Но эффект от указанных законодательных инициатив будет достигнут только при условии принятия в кратчайшие сроки подзаконных правовых актов, обеспечивающих открытую и ясную систему правоприменения градостроительного законодательства на региональном и муниципальном уровнях, включая разработку и утверждение методических рекомендаций и соответствующих руководящих документов.

Перейдя на новую модель жилищного строительства, переложив риски и ответственность на плечи финансовых организаций и застройщиков, мы должны не обременять отрасль и не сокращать объемы строительства. Хотел бы обозначить ряд моментов в законодательном обеспечении, по которым необходимо в кратчайшие сроки принять меры:

Первое. Нам нужно в кратчайшие сроки привести нормативно-правовую базу, которая определяется подзаконными актами, в т.ч. Постановлениями Правительства, приказами министерства и т.д. в соответствие с современными требованиями. Мы должны четко понимать схемы территориального планирования, генпланы территорий. Т.к. на это необходимы средства (зачастую территории ссылаются на то, что у них просто нет денег, чтоб сделать это), нам необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств, может быть в рамках рассматриваемого сейчас бюджета. Все это должно быть в цифровом виде – чтоб кликнув на точку на карте, можно было увидеть, что и где планируется, какая социальная инфраструктура предусмотрена, какие инженерные сети подготовлены. Необходимо оптимизировать систему и качество подготовки документов территориального планирования на муниципальном уровне. До настоящего времени не упразднена двойная система определения разрешенного землепользования и назначения категории земельного ресурса. Параметры функциональных зон в документах необходимо дополнить характеристиками состояния жилищного фонда, используя данные государственной информационной системы ЖКХ, постоянно мониторить актуализацию стратегических документов территориального планирования в единой системе с механизмом бюджетного планирования инвестиций под цели и задачи государственных программ и проектов. Без этого развитие строительной отрасли тормозится.

Второе. Отрасль сейчас переходит на систему цифровой регистрации. Считаем необходимым расширять механизм так называемой электронной регистрации при осуществлении регистрационных сделок с недвижимостью, особенно при регистрации вновь возводимых жилых многоквартирных домов.

Третье. Мы приветствуем усиление роли Корпорации Дом РФ в вовлечении в оборот новых земельных участков. Проблема отрасли сегодня во многом в том, что нет вовлеченных участков, строителям зачастую негде строить – отсюда и уплотнение застройки и транспортная недоступность. Повсюду необходимо применять нормы РНГП, за основу, как пример, можно взять нормативы Москвы или Московской области. Мы должны понимать, куда люди будут ходить в поликлинику, дети в школу, где жители района будут проводить досуг. Если мы не будем распространять опыт крупных городов, где это работает, на всю страну, то получим массу понастроенных микрорайонов без социальной инфраструктуры и социальное напряжение.

Четвертое. Необходимо стимулировать строительство в регионах. У нас есть ряд регионов, где на сегодняшний день стоимость кв.м. 30-35 тыс. это зачастую себестоимость или даже убыток, и люди в том регионе не имеют нормального дохода, чтобы покупать жилье. Нужны меры по стимулированию строительства в таких городах. Те меры, которые предпринимает Правительство мы поддерживаем, но считаем недостаточными, и призываем комплексно подойти и к снижению ставки ипотеки для других категорий граждан.

Пятое. Что касается системы организации строительного процесса. Мы сделали огромный шаг, совместно с Правительством, в плане прозрачности строительного бизнеса. Однако многие меры по отчетности, подлежащей раскрытию застройщиками, считаем избыточными, т.к. проверку застройщика при выдаче проектного финансирования осуществляет банк, который предъявляет строгие требования к застройщику. Банк самый главный и строгий проверяющий, иначе он не выдаст деньги, а мы создаем дублирующую систему. Мы знаем, что все аккредитованные ЦБ банки имеют специалистов, которые живут на стройке и контролируют каждый кирпич. Все это требует от застройщика набора в штат сотрудников, которые должны на непрерывной основе заниматься только раскрытием информации под угрозой штрафных санкций/приостановки госрегистрации ДДУ. Давайте освобождать строителей от этого дублирования, мы снимаем одни административные барьеры и возводим другие. Понятно желание некоторых регионов контролировать процесс строительства, может быть это иногда и оправдано, но давайте будем контролировать, а не заставлять застройщиков сдавать отчеты в 10 инстанций. Здесь бы хотел упомянуть и ЗОС. В настоящее время, девелопер должен получать заключение о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям №214-ФЗ. Но если новостройка возводится на средства уполномоченного банка, а деньги дольщиков защищены на эскроу-счетах, то требование о получении ЗОС становится избыточным и тормозит выдачу кредитов, поскольку банки рассматривают данный документ как одно из условий предоставления займа девелоперу. Считаем разумным предложить отмену ЗОС в таких случаях на законодательном уровне.

Исторический опыт нашей страны показывает, что в трудные периоды нашего развития мы могли концентрировать свои силы и ресурсы, чтобы идти к намеченной цели. И сегодня нам нужно идти тем же путем. Все, что мы делаем, мы должны делать не во имя достижения каких-то призрачных целей, а для наших граждан — обеспечить их доступным и комфортным жильем, работой, досугом, возможностью развиваться. Возрождать малые города и строить индивидуальные дома для молодых специалистов в сельской местности, а для реализации небольших строительных проектов, по мнению многих экспертов, как нельзя лучше подходит современная система проектного финансирования.

Хотел бы отметить погруженность строительного блока Правительства в тему, многие вопросы, возникавшие у строительного сообщества в июле, сняты, разъяснительная работа ведется на хорошем уровне.

Уверен, что наша совместная работа позволит добиться необходимых результатов и выйти на показатели, обозначенные в национальном проекте «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента №204.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. 

Рейтинг@Mail.ru