Рейтинг@Mail.ru

Помощи больше не будет: социальная Россия заканчивается здесь и сейчас НОВОСТИ

65064_900

Грядущие изменения в кабмине подают под соусом большого «блага» для страны и ее граждан, эксперты же утверждают, что государство окончательно хочет снять с себя бремя заботы о бедных, которых, к слову, за последние годы становится только больше.

Если после пенсионной реформы кто-то еще сомневался в том, что государственные власти продолжат предпринимать шаги, направленные на максимальное снятие с себя социальных функций по обеспечению стариков и малоимущих граждан, накануне в правительстве дали повод полностью отмести подобные сомнения. Грядущие изменения в кабмине подают под соусом большого «блага» для страны и ее граждан, эксперты же утверждают, что государство окончательно хочет снять с себя бремя заботы о бедных, которых, к слову, за последние годы становится только больше.

Российское правительство собирается заметно ускорить процесс проведения реформирования сферы социальных пособий и субсидий. Надо сказать, что эти изменения с большой долей вероятности серьезно усложнят бедным россиянам жизнь. Так, реформой предполагается установление более строго контроля над гражданами страны, которым назначены государственные выплаты. По словам главы правительства Дмитрия Медведева, чтобы успешно бороться с бедностью в России, нужно составит точный социальный портрет бедняка. Эксперты при этом сомневаются, что запланированные кабмином изменения смогут продемонстрировать эффективность, более того, предложенные Медведевым изменения в критериях оценки бедности рискуют привести к тому, что численность бедных россиян действительно сократится, однако сокращение это будет лишь на бумаге. В действительности же, многие нуждающиеся могут утратить свой «бедный» статус и лишиться такой важной для выживания государственной помощи.

Обсудить вопрос реформирования системы социальных пособий страны Медведев решился во время пятничной встречи с главами регионов в Сочи. Отмечается, что основными изменениями действующей системы должны стать составление «социального портрета» (по словам премьера) каждого нуждающегося человека, определение ситуации, которая стала причиной его нужды, а также определение путей выхода граждан из тяжелой ситуации. Государство якобы не собирается снимать с себя социальные обязательства, но властям хотелось бы, чтобы такая помощь предоставлялась именно нуждающимся, а все те, кто получают от государства субсидии, но на жизнь особо не жалуются, должны помощи лишиться. Детали реформу будут еще дорабатываться, однако чиновники уже сейчас уверены, что она позволит увеличить эффективность борьбы с бедностью в стране.

И, как всегда, мнение идеологов очередной реформы снова оказалось противоположным тому, которого придерживаются эксперты. К примеру, бывший заместитель главы Минтруда Кудюкин считает предлагаемый формат реформы системы социальных пособий спорным. Выяснить доходы граждан можно было бы в соответствии со справками НДФЛ-2 и налоговыми декларациями, однако применительно к самозанятым, которые перебиваются случайными подработками и не отчитываются государству, подобное видится бывшему чиновнику маловероятным. Это же относится к тем, кто сдает свое жилье в аренду без официального заключения договоров. Сразу же вспоминается, что на этой неделе сотрудники ФНС принялись устраивать облавы на нелегальных арендодателей. Отсюда возникает вопрос: не является ли попытка выявить теневые доходы на рынке аренды жилья подготовкой к новой реформе?

Еще одна распространенная в России проблема, которая только увеличивает оборот неучтенных доходов граждан – зарплаты в «конвертах». В минувшем году размер этого сектора в России был оценен аналитиками Всемирного банка примерно в 30% от годового объема ВВП. Иными словами, 3 из 10 россиян получают зарплату по серой схеме. И если официально такие граждане получают доход ниже уровня установленного МРОТ, то все они имеют право на помощь от государства. Но даже в этом случае расходы на получение информации о доходах и расходах «бедных» россиян и ее администрирование могут оказаться значительно выше тех средств, что будут сэкономлены посредством выявления тех, кто в действительности в государственной помощи не нуждается.

Есть и обратная сторона медали. Сегодня в России к категории бедных граждан, то есть тех, чей доход ниже установленного уровня прожиточного минимума и МРОТ, относится порядка 19 миллионов человек. В то же время, как утверждает вице премьер-министр Татьяна Голикова, более 4 миллионов из этих граждан полностью обеспечены социальной помощью от государства. По словам вице-премьера, правительство хочет разобраться в причинах, по которым многие нуждающиеся россияне оказались в стороне от системы субсидий: они или не знают о такой возможности, или не обращаются за государственной помощью по иным причинам, или есть другая причина, о которой никто не знает.

«Существует ряд причин того, что только 20% бедных граждан обеспечены социальной поддержкой», — считает экс-замминистра Кудюкин. Кто-то не нуждается в пособиях – к примеру, неработающие женщины, если их обеспечивают мужья. Есть и другие, в основном, асоциальные граждане (наркоманы, алкоголики) – они редко задумываются о субсидиях и считают, что намного комфортней просить подачки под дверьми магазинов. Есть и те, для которых пройти процедуру оформления социальной помощи не представляется возможным. «Существуют, к примеру, граждане в селах, получающие порядка 5-6 тысяч рублей. Для них поездка в районный центр для оформления пособия вызывает большие сложности. Иногда отказаться от этого вынуждены только потому, что денег в семье нет и дополнительные транспортные расходы семейный бюджет покрыть не может», — считает эксперт.

Немало вопросов вызывает у экспертного сообщества и механизм, который чиновники планируют использовать для оценки расходов малоимущих граждан, что накануне анонсировал премьер Дмитрий Медведев. Его пока не обозначили, однако уже сейчас большинство вопросов о нем плавно заводят дискуссию в область вопросов о том, не попытаются ли власти просто снять с себя «лишние» на их счет обязательства по обеспечению малоимущих граждан. К примеру, серьезные расходы могут приниматься как свидетельство достатка семьи, но при этом многие россияне порой влезают в большие долги для того, чтобы сделать ту или иную значимую для них покупку. В результате количество бедных в «официальной» статистике действительно резко сократится, но это не будет достижением политики правительства, сумевшего эту самую бедность побороть. Речь в этом случае будет вестись о том, что граждане больше не могут доказать свою несостоятельность, а государственная помощь будет выделяться, как правило, не бедным слоям населения, а лишь тем, кто имел возможности и средства для оформления этой помощи.

Виталий Тагоров

Источник

Рейтинг@Mail.ru