Рейтинг@Mail.ru

Водители грузовиков рассказали, что сотрудники ГИБДД и Ространснадзора создали систему поборов на дорогах, с помощью которой берут взятки на 100 млрд рублей НОВОСТИ

В Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта рассказали, что сотрудники ГИБДД и Ространснадзора создали незаконную систему поборов на дорогах, благодаря которой получают до 100 млрд рублей взяток ежегодно. Это в четыре раза больше, чем сборы по системе «Платон»

505760120 июля был задержан начальник управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов, на следующий день по решению суда его арестовали. Сафонова обвиняют в том, что он и шестеро его подельников, среди которых еще два сотрудника Ставропольского ГИБДД и четверо гражданских, продавали поддельные пропуска на перевозку грузов и получили за это 19 млн рублей.

По данным следствия, взятки приходилось платить тем, кто осуществлял грузоперевозки зерновых культур и инертных товаров.

СК опубликовал видео из дворца, где жил Сафонов. Особняк находится в элитном квартале Ставрополя. Стоимость жилья здесь начинается от 12 млн рублей. Дворец Сафонова эксперты оценили минимум в 20 млн рублей. На кадрах показаны интерьеры нескольких комнат с золотой лепниной и дорогой мебелью, росписью стен в стиле рококо, напольными вазами, тяжелыми золотыми портьерами и хрустальными люстрами. В доме оказался позолоченным даже унитаз. А еще в одной из комнат стоял трон.

Как сообщили изданию «Znak.com» грузоперевозчики, 19 млн (в получении взятки на такую сумму обвиняют Сафонова – ред.) – это ежедневный заработок гаишников-коррупционеров и сотрудников Ространснадзора. По их словам, общая сумма поборов в России по такой схеме – около 100 млрд рублей в год.

Подробности рассказал Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

По его словам, коррупционная схема организованна очень просто. Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора сами деньги на стационарных и передвижных постах не берут. Для этого созданы посреднические структуры, которые, нередко, возглавляют бывшие работники контролирующих органов. Они располагаются в неприметных ларьках, иногда деньги принимаются «решальщиками», что называется, «с колес» – в автомобилях. Водители грузового транспорта перед рейсом платят за то, чтобы без проблем проехать через посты весового контроля. Их вносят в специальную базу, по которой сверяются дорожные инспекторы. Заплатившим мзду также могут поставить штамп в путевом листе или выдать визитку, которые будут своего рода пропуском. Суммы взяток варьируются в зависимости от региона.

Месячный пропуск для одной машины может стоить от 20 до 50 тыс. рублей. Единовременная плата на трассах составляет от 300 рублей до 3 тыс. рублей. Если брать конкретный маршрут, то дорога из Воронежа в порт Новороссийска обычно обходится водителям большегрузов в 9 тыс. рублей.

По словам Владимира Матягина, проблема имеет системный характер, поскольку такие поборы существуют по всей России. Водители вынуждены платить в каждом регионе, поскольку «абонементы» действуют на ограниченной территории.

«Конечно, 19 млн рублей, которые в качестве взяток приписывают начальнику ставропольской ГИБДД – это просто смешно. 19 млн рублей – это ежедневный заработок у гаишников и сотрудников Ространснадзора. Реальная картина оценивается в миллиарды рублей прибыли ежемесячно. Общая сумма поборов в России по такой схеме – около 100 млрд рублей в год! Так что дворцы есть не только у начальника ГИБДД Ставрополья», – отметил собеседник «Znak.com».

«Если я загружаю, к примеру, не 20 тонн, а 60 или больше, то получаю конкурентное преимущество перед другими перевозчиками, кто работает по закону. В таком случае я могу демпинговать, снижать цены на реализуемую продукцию. Но при этом, конечно, из-за перегруза убиваются дороги и мосты, – рассказал Матягин. – В настоящее время около 70% зерновиков и, наверное, 100% самосвалов «заносят» деньги и едут с перегрузами. Это системная проблема. Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора выходят на дорогу не для того, чтобы блюсти закон, а чтобы заработать. И возникает парадокс – давать взятки выгоднее, чем соблюдать закон. Но пока перевозчики платят, порядка в экономике не будет».

Тех же, кто не хочет давать взятки, вносят в черные списки и останавливают по любым поводам, не давая спокойно завершить рейс. Матягин объясняет, что то же зерно – это инертный материал, который перемещается по кузову и часто без труда можно установить превышение нагрузки на одну колесную ось грузового автомобиля. За перевес, помимо крупного штрафа, фуру могут отправить на штрафстоянку, и тогда водителю все равно придется как-то договариваться. Докопаться могут не только к перегрузу, но еще к отсутствию тахографа, к несоблюдению режима труда и отдыха, к техническому состоянию автомобиля – факторов много.

Владимир Матягин подчеркивает, что его ассоциация занимается темой бесконечных поборов уже несколько лет. Представители грузоперевозчиков организовали общественный контроль и на протяжении долгого времени фиксируют то, как гаишники и сотрудники Ространснадзора закрывают глаза на перегруженные фуры, водители которых дают взятки.

Рейды проводились, в частности, в Краснодарском крае и Ростовской области, при этом информацию о нарушениях получали из Ставропольского края и многих других регионов. Местные силовые и надзорные органы на жалобы общественников отвечали отписками. Поэтому «Грузавтотранс» начал напрямую взаимодействовать со Следственным комитетом России и администрацией Президента РФ. В 2020 году Владимир Матягин встречался по этому поводу с Педседателем СКР Александром Бастрыкиным. Результатом этой работы, как считают в ассоциации, и стало задержание начальника управления ГИБДД Ставропольского края и его подчиненных.

После задержания за взятки начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова Матягин записал видеообращение к Председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.

Он отметил, что коррупционные схемы, от которых страдают грузоперевозчики, действуют по всей России, а не только в Ставропольском крае. «Приезжайте в любой регион, и Вы там обнаружите у сотрудников ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, начальников пожарных инспекций такие же хоромы [как у Сафонова, который жил в золотом дворце]. Везде есть дорожные поборы. Но чиновники на местах не хотят выполнять свой профессиональный долг», – отметил он.

26 июля Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил своим подчиненным запросить материалы у Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» о дорожных поборах.

«В связи с публичным обращением главы Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Председатель СК России поручил центральному аппарату проработать вопрос о взаимодействии с этой организацией с целью реализации антикоррупционного законодательства. По указанию Председателя СК России следствием будут запрошены имеющиеся у «Грузавтотранса» материалы для их изучения и принятия возможных мер реагирования», – говорится в сообщении СКР.

7 июля прокуратура Башкирии потребовала изъять у бывшего заместителя начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД региона почти 25 млн рублей неподтвержденных доходов, на него возбуждено дело за получение взяток. У обвиняемого 36 автомобилей, две квартиры, два участка и дом, сообщила пресс-служба прокуратуры республики в среду.

5 июля в Адыгее по делу о взятке арестован один из начальников республиканского УГИБДД.

16 апреля начальника ГИБДД Тюменской области арестовали на два месяца по обвинению во взятках.

8 апреля начальник УГИБДД по Новгородской области получил тюремный срок за взятки.

11 марта в Башкирии арестовали пять сотрудников ГИБДД, обвиняемых в получении взяток.

Источник

Рейтинг@Mail.ru