Рейтинг@Mail.ru

Госдума голосами единороссов и ЛДПР одобрила в первом чтении законопроект о публичной власти в регионах НОВОСТИ

При обсуждении закона коммунисты заявили, что проект «вбивает гвоздь в крышку гроба федерализма в Российской Федерации». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ответ возразил, что федерализм России не нужен.

Госдума России9 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект о публичной власти в субъектах РФ, который должен заменить действующий закон о системе органов региональной власти. Законопроект внесли в нижнюю палату парламента сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, возглавляющие комитеты палат по госстроительству и законодательству, пишет РБК.

В документе, одобренном депутатами, снят запрет губернаторам избираться более двух сроков подряд и вводится единый срок полномочий для глав всех субъектов — пять лет (сейчас срок полномочий не может превышать пять лет, но определяется законами региона). Согласно законопроекту федеральные органы власти, органы власти регионов и местного самоуправления «в их совокупности входят в единую систему публичной власти», их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент России.

Кроме уже названных сроков и их количества документ расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента.

По действующему законодательству для прекращения полномочий президенту нужно основание — выявление фактов коррупции или конфликта интересов. По новому законопроекту основанием становится сам факт утраты доверия. В качестве наказаний для губернаторов предусмотрены такие меры ответственности, как предупреждение, выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей.

Среди других предложений — унификация названия органов исполнительной власти и руководителей регионов. Согласно документу теперь все губернаторы или президент, как в Татарстане, будут именоваться «глава», региональный орган исполнительной власти — «правительство». Кроме того, все депутаты региональных законодательных собраний признаются замещающими государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, и на них накладываются соответствующие ограничения.

Против принятия законопроекта выступал государственный совет Татарстана, заявив, что он противоречит российской Конституции. «Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы Конституции России, нас заставляет нарушать эти нормы», — говорил председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.

Как пишет «Коммерсантъ», обосновывая в своем докладе необходимость принятия законопроекта, Павел Крашенинников напомнил, что действующий закон об органах региональной власти менялся 187 раз и «превратился в лоскутное одеяло». Отдельно он ответил на критику по поводу сокращения сроков подготовки отзывов: в 1999 году, когда принимался действующий закон, «все это шло по почте», а теперь внесенные в Думу документы можно посмотреть на сайте даже до официальной рассылки, подчеркнул единоросс.

Депутаты от оппозиции, однако, нашли в проекте и другие слабые места. Так, Олег Нилов («Справедливая Россия — За правду», СРЗП) заявил, что в законе все же должны быть четкие критерии утраты доверия президента, и предложил ко второму чтению выполнить давнее требование парламентской оппозиции о ликвидации муниципального фильтра на выборах губернаторов. На первую реплику Крашенинников ответил, что часто бывают ситуации, когда «есть оперативная информация по поводу конкретного лица, но уголовное дело еще не возбуждено», при этом «про доверие речи нет вообще никакой».

Артем Прокофьев (КПРФ) заявил о нарушении в законопроекте принципа федерализма: «Унификация наименования (глав субъектов.— ред.) и сроков полномочий, детальная регламентация процедурных вопросов — все это признаки унитарного государства. Где же самостоятельность субъектов в соответствии с 77-й статьей Конституции?» Павел Крашенинников ответил, что не видит здесь противоречий.

Коммунист, Олег Михайлов, назвал проект «последним гвоздем в крышку гроба федерализма в РФ» и заодно поинтересовался, почему исчезает норма об ограничении сроков для губернаторов, хотя для президента она остается.

Крашенников пояснил, что ранее эта норма в законе неоднократно менялась, а теперь регионам предлагается решать этот вопрос самим.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин поожержал снятие ограничений для губернаторов: «Пускай региональное законодательное собрание берет на себя полномочия. Считают они два срока — пускай будет два, три — три, убирают они эту норму — пускай уберут. Мы какие-то права должны дать нашим коллегам в региональных парламентах?» А критикам усиления вертикали он предложил проанализировать причины распада СССР, к которому привели «заложенные изначально ошибки».

Юрий Синельщиков (КПРФ) сказал, что закон необходим, но в нем «не все гладко», и привел в пример снятие ограничения по срокам, что может обернуться «застоем в региональных элитах»: «Критики указывают, что этот законопроект противоречит демократическому принципу сменяемости власти». К минусам проекта коммунист отнес отсутствие обоснований для утраты доверия и изъятие из текста введенной в 2012 году нормы об отзыве губернатора избирателями. Кроме того, фракция КПРФ предлагает прописать в законе право депутатов всех уровней проводить встречи с избирателями без согласования с властями, добавил господин Синельщиков. Он сообщил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта в этом варианте, а до второго чтения предлагает провести полноценные парламентские слушания.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказался по поводу губернаторов даже жестче, предложив ограничить их полномочия одним сроком: «Сидят сатрапы, все задавили, задушили. Хорошая губерния, видишь, сидит волкодав в губернском доме, и вся область боится, и мы хвалимся: да зачем переизбирать, он же хорошо сидит». Но и призывы защитить федерализм он отверг, высказавшись за «возвращение к централизованному, единому, унитарному государству, потому что федерация — это губительно».

Выступавший от СРЗП экс-глава Ярославской области Анатолий Лисицын вспомнил о своем губернаторском опыте, отметив, что если не подкрепить новые полномочия регионов финансированием, то закон будет пробуксовывать. СРЗП решила воздержаться от голосования за законопроект в первом чтении.

Мнения «Новых людей» разделились: часть фракции проект поддержала с учетом доработки ко второму чтению, но группа депутатов во главе с экс-мэром Якутска Сарданой Авксентьевой заявила, что документ нужно полностью переписать, хоть он и «написан квалифицированными юристами».

Авксентьева усмотрела в нем намерение поставить работу губернаторов и мэров «под контроль безымянных московских клерков» и «закатать под слой асфальта прекрасное историческое многообразие».

В итоге законопроект поддержали 317 депутатов (при необходимом минимуме в 226 голосов), против были 66 и 12 воздержались. За в полном составе проголосовала только фракция ЛДПР, а вот в «Единой России» обнаружились несогласные: против высказались шесть депутатов от Татарстана (Илья Вольфсон, Татьяна Ларионова, Айдар Метшин, Марат Нуриев, Айрат Фаррахов и Рустам Калимуллин).

Как напоминает «Коммерсантъ», голосование против бюджета недавно стоило партбилета единороссу Евгению Марченко. Но ставить знак равенства между этими ситуациями некорректно, заявил зампред фракции ЕР и секретарь партийной комиссии по этике Евгений Ревенко. Он пояснил, что перед голосованием по бюджету фракция приняла решение о безусловной его поддержке, а по проекту о публичной власти решения о консолидированном голосовании не было, хотя единороссы, «принимая во внимание важность этого документа», обеспечили его принятие абсолютным большинством голосов. Решение о том, как поступать, фракция принимает в каждом конкретном случае в зависимости от политической целесообразности, добавил Ревенко.

Источник

Рейтинг@Mail.ru