Рейтинг@Mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ — ПРАВО, А НЕ УСЛУГА НОВОСТИ

02.06.2015

В ряде российских городов состоялись акции протеста под лозунгом «За право учить и возможность учиться». Дата выбрана неслучайно: 1 июня – и Международный день защиты детей, а в этом году – и первый день обязательного ЕГЭ. На сей раз базового экзамена по математике, который сдавали более 425 выпускников.

школаДля юных возможность получить достойное образование крайне важна, право это, как известно, отражено в Конституции. Однако чиновничьи реформы, направленные на коммерциализацию образования, «оптимизацию» учебных заведений, сокращение бюджетных мест в вузах создают серьезные препятствия на пути тех, кто хочет учиться. Для многих эти препятствия поистине непреодолимые. Все сложнее и педагогам – тем, кто видит в своей работе призвание, а не бизнес. 

В Москве акция проходила в формате митинга-конференции, где каждый мог высказать свои предложения. Обсуждение велось на нескольких тематических площадках: «Интеллектуальная автономия в вузах», «Проблемы учреждений для детей с особыми образовательными потребностями», «Дополнительное образование» и др. 

«У нас одна общая болезнь – экономия на образовании, на разуме, на знаниях. Разговаривать с нами будут тогда, когда увидят, что есть люди, которые могут добиваться, требовать и знают, чего они хотят», – убежден учитель русского языка школы «Интеллектуал», член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. 

«Наш митинг – это протест против продолжающегося уже много лет разрушения образования и науки. Не надо рассматривать отдельно так называемые реформы в средней школе, в высшей школе, в Академии наук. Это все различные звенья одной и той же цепи. Когда мы возмущаемся разрушением работающих структур, представители власти нам отвечают, что так-де во всем мире, а мы перенимаем опыт. Но надо задуматься, насколько хорош этот опыт. Ведь если уровень образования снижается во всем мире, а это, к сожалению, действительно так, – это не значит, что мы должны искусственно снижать его и у нас», – говорит научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер. 

Леонид Перлов, учитель лицея «Вторая школа», сомневается, что авторы «реформ» не понимают, к чему приведет разрушение образования. Они решают (и вполне успешно) свои проблемы, не имеющие ничего общего ни с педагогикой, ни с наукой: сокращают государственные расходы. Ну а последствия их не беспокоят. «Образование – не услуга, а стратегический ресурс» – таким был один из лозунгов митинга. И это не просто слова. Недаром с давних пор говорится, что в войнах побеждает и учитель. Но те, кто во главу угла поставил сиюминутную прибыль, явно не озабочены ни общественными, ни реальными государственными интересами. 

В резолюции митинга содержатся требования не сокращать расходы на образование и ввести пятилетний мораторий на школьную реформу в Москве. 

«То, что происходит в системе образования, чудовищно. Мы как участники акции требуем индексации зарплат в образовании по реальной инфляции, прекратить сокращение педагогов, закрытие малокомплектных школ. Нельзя допускать повышения пенсионного возраста. У меня многие знакомые работают в детсадах, учителями, преподавателями. Из-за сокращений у оставшихся учителей, на которых ложится нагрузка, большие переработки. От этого всего страдает общество – учителя, дети», – заявил участник пикета, состоявшегося в Омске, один из руководителей межрегионального профсоюза «Новопроф» Владимир Есионов. К слову, некоторые из преподавателей, пришедших к кинотеатру «Маяковский», где проходил пикет, все же предпочитали «постоять в стороне». Они опасаются гонений и даже увольнения за публичное выражение своего мнения. 

Если судить по серии одиночных пикетов в защиту образования в Самаре, то опасения такие небеспочвенны. Хотя пикеты проводились в строгом соответствии с законом, они вызвали явное неудовольствие самарских полицейских. Особенно пристрастно они расспрашивали 19-летнюю пикетчицу, студентку Олесю Патрину. Впрочем, обошлось без задержаний. Переписавшие лозунги (в том числе такие, как «Школа – не рынок, родители – не банкомат») стражи порядка заинтересовались сутью требований. Как выяснилось, у них тоже есть дети, да и с поборами в школах и детских садах сталкиваются постоянно. 

Преподаватели вузов Казани провели акцию против бюрократии в сфере образования. Они собрали своего рода макулатуру – учебно-методические пособия, программы дисциплин и прочую бумажную продукцию, которая никем не используется, а написана исключительно во исполнение бюрократических требований. Участник акции, доктор социологических наук Искандер Ясавеев отметил, что преподаватели перегружены бессмысленной работой, а на учебный процесс времени не остается. Подтверждение его слов – 70 кг ненужных бумаг, которые собрали менее чем за час. 

В Екатеринбурге пикетчики потребовали отмены массовых сокращений в Уральском федеральном университете (УрФУ). Недавно стало известно о планах руководства вуза до начала нового учебного года уволить 800 сотрудников, в основном профессорско-преподавательский состав. Уже сейчас в УрФУ одних преподавателей принуждают увольняться «по собственному желанию», а другим не намерены продлевать срочные трудовые договоры. 

«Оптимизируем оптимизаторов!» – призыв этот крайне актуальный для спасения отечественного образования. Но для этого необходимо, чтобы в движении принимали более активное участие и сами учителя, и преподаватели (залогом этому, как неоднократно подчеркивалось в ходе акций, – по-настоящему независимые профсоюзы), и родители, если они обеспокоены будущим своих детей. 

Е. ЮРЬЕВА

kom_mir

Рейтинг@Mail.ru