Рейтинг@Mail.ru

Отвёрточный автопром России рушится НОВОСТИ

23.03.2015

В последние дни российские СМИ довольно энергично обсуждают малоприятный для отечественной промышленности факт. Американский автогигант General Motors сворачивает свою производственную деятельность в России. Компания «заморозит» мощности в Петербурге и прекратит сборку автомобилей на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Ранее GM производила ряд моделей концерна на мощностях калининградского «Автотора», однако свернула производство в начале марта, сосредоточившись на заводе в Петербурге. Но теперь бросает и его. Оборудование предприятия продавать или вывозить на другие площадки не планируется, так как речь идет о консервации, а не о полной ликвидации производства.

автопромВ результате к декабрю марка Opel полностью покинет Россию, а Chevrolet будет представлена лишь премиум-брендами – Corvette и Camaro, а также внедорожником Tahoe (не считая Chevrolet Niva, совместное производство с АвтоВАЗом). Останется ещё и Cadillac, но его доля на рынке также невелика.

Уход Opel и массовых моделей Chevrolet из России логически обоснован, учитывая катастрофическое падение продаж. В России за январь-февраль 2015 года продано около 2 тыс. автомобилей марки Opel (-82%) и 6,3 тыс. автомобилей марки Chevrolet (-71%). Автомобильный рынок в целом за это время сократился на 32%.

Не стану углубляться в тему падения продаж. Эти проблемы есть кому обсудить. Меня же занимает другие аспекты проблемы.

Безработица в автопроме. Рабочих Петербургского завода ждёт расторжение контрактов, которое начнётся уже 1 апреля. На заводе в Петербурге работает больше тысячи человек. Пока им предлагается по 7 окладов в качестве отступных, с чем они не согласны.

Что будет с рабочими ГАЗа в СМИ даже не обсуждают. В телесюжетах об увольнениях рабочих говорят вскользь, утвердительно заверяя, что работу они найдут. Такой самоуверенный тон основан на официальных данных о безработице. Службы занятости уверяют, что их «всего-навсего» 2,5 миллиона. Однако косвенные сведения говорят, что безработных больше в десять раз. Из 84 миллионов трудоспособных граждан в возрасте с 15 до 72 лет налоги платили год назад только 38 миллионов. Чем заняты остальные 46 миллионов власти не знают. Профильный вице-премьер правительства Ольга Голодец уверяет, что они все беременны и получают зарплаты в конвертах.

Почему она пришла к таким выводам? Реальное число безработных оценивается в 25 – 27 миллионов человек, а это уже совсем другое дело. Когда без работы треть трудоспособного населения, каждая новая тысяча безработных – это уже взрывоопасно. А теряют работу не одна тысяча, а десятки тысяч рабочих и ИТР.

Нельзя не обратить внимание, на ту стремительность с которой развалился новый российский автопром. Как карточный домик. Хотя ещё несколько месяцев назад всё было красиво и благополучно и «вдруг», отрасль рухнула за несколько дней. Загибается не только Дженерал Моторс, но и Пежо, Рено, Ссанг-Йонг, Фольксваген, Форд. Почему так случилось? Причина в том, что транснациональный «автопром» в России «отвёрточный».

Из всех автоконцернов более или менее локализовал своё производство только Фольксваген. На его заводе в Калуге помимо сборочной линии было построено ещё сварочное производство. Остальные заводы собирали свои авто из машино-комплектов. В лучшем случае в виде насыщения кузова узлами и агрегатами, но зачастую всё сводилось к прикручиванию колёс и бамперов.

Интерес автоконцернов составляли дешёвая рабочая сила, на уровне Малайзии и Таиланда и обещания налоговых льгот от правительства. Рабочие руки действительно оказались дешевыми, а вот со льготами вышел облом. Они предусматривались при высоком уровне локализации производства. Но тогда надо было вкладывать в заводы большие деньги, но Дженерал Моторс и Форд в Россию пришли за сверхприбылями, а не развивать российский автопром. Более того, им конкурентоспособный автопром в России не нужен.

В результате внешнеполитическая обстановка обострилась, американское правительство ввело санкции, намекнуло хозяевам концернов об американском патриотизме. В России набрал силу кризис, покупательная способность населения упала и транснациональные автоконцерны, как перелётные птицы встали на крыло и потянулись из России так же быстро и массово, как и в неё прилетели несколько лет.

Серьёзных производств у них здесь нет. Только цеха-времянки и склады. Они уже давно себя окупили, их можно бросить без сожаления. А рабочие брошенных заводов? Что они будут делать? Это их проблемы. Профсоюз автостроителей ничего хорошего пока не придумал. Всё, на что он оказался способен – начать 16 марта забастовку на заводе Форд Соллерс во Всеволожске. Администрации эта забастовка даже выгодна. Не надо объявлять о приостановке работы завода. Злые языки поговаривают, что кто-то из профбоссов договорился насчёт забастовки с хозяевами.

Как было на самом деле не знаю, но очевидно, что забастовка, когда продажи продукции упали на 74 %, рабочим завода на пользу не пойдёт. Думаю, что рабочему движению пора выбираться из профсоюзного болота и от экономических требований переходить к политическим и вступать в союз с коммунистами. Только тандем рабочего движения и компартии может обеспечить классовые интересы рабочего класса.

politpros.com

Рейтинг@Mail.ru