Рейтинг@Mail.ru

Вместо «социальной справедливости»: в 2021 году правительство введет новые налоги НОВОСТИ

деньги

Что попадет в поле зрения фискалов и чем это чревато для стремительно нищающей страны

По причине дефицита федерального бюджета следующий год пройдет в России под знаком повышения налоговой нагрузки по всем фронтам и направлениям.

Так, бизнес поджидает как минимум отмена неэффективных налоговых льгот в нефтяной отрасли и изменение параметров налога на дополнительный доход (НДД), а также повышение в 3,5 раза выплат по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — металлов и сырья для удобрений.

Гражданам приготовлен «сюрприз» в виде налога с банковских вкладов свыше 1 миллиона рублей, а также введение прогрессивного элемента при налогообложении доходов физлиц (с 13 до 15% для лиц с доходами выше 416 тысяч рублей в месяц).

Эти шаги, конечно, верны с точки зрения социальной справедливости, признал, в частности, председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов, однако они напрочь подрывают доверие общества к заявлениям правительства о том, что налоговая система страны останется неизменной. Ведь после президентских выборов 2018 года, напомнил он, власть четко дала понять — на следующий политический цикл, до 2024 года, налоги повышаться не будут. И хотя в том же году все же было принято решение о повышении с 2019 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, оно также сопровождалось обещаниями властей не поднимать налоги в ближайшие годы.

«Для многих это четкий сигнал: ты не можешь надолго и устойчиво планировать свой бизнес, поскольку изменения будут достаточно серьезными», — констатировал Михаил Задорнов, добавив при этом, что лично у него складывается ощущение, что государство — не самый эффективный расходователь денег.

Правда, параллельно глава «Открытия» отметил: пусть от сформированного в самом начале пандемии коронавируса нового правительства и сложно было ожидать «стопроцентного результата, идеальной схемы», однако благодаря принятым им мерам снижение ВВП в России по итогам 2020 года ожидается в пределах 5% против 8−10% в европейских странах. «Где-то в полтора раза в сравнении с Россией хуже ситуация в США. Если взять даже центральноевропейские страны, которые ближе к нам по уровню развития, везде падение ВВП более серьезное», — заключил он.

Что касается оценки действий правительства в разрезе замедления падения российского ВВП из-за всемирного коронавирусного кризиса, то здесь опрошенные «СП» эксперты в корне расходятся с мнением банкира, считая, что никакой заслуги кабинета министров в прогнозируемом уровне падения ВВП нет.

— России, можно сказать, просто очень сильно повезло, что в ее экономике доля сферы услуг по сравнению с развитыми странами довольно мала. Благодаря этому фактору мы и «упали» мягче и меньше, чем те же США с Европой, — пояснил изданию, в частности, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

Да и насчет «социальной справедливости» введения подоходного налога с банковских вкладов более 1 миллиона рублей и прогрессивного элемента шкалы налогообложении доходов физлиц шагов между ними и Михаилом Задорновым, как говорится, «согласья нет».

— Многие почему-то вдруг подумали, что все богатые теперь будут платить НДФЛ 15%, но это не совсем так, — пояснил доцент РЭА им. Плеханова, кандидат экономических наук Олег Комолов. — НДФЛ — это налог с заработной платы, но вы мне скажите, когда какой-нибудь олигарх, которого россияне действительно хотели бы обложить повышенными налогами, в последний раз получал именно зарплату? Так что по сути шкала налогов у нас как была регрессивной, так и осталась — люди с низкими доходами платят высокие налоги, а богатые либо платят их в небольшом объеме, либо фактически от них освобождены.

— Совершенно точно констатировать, что налог [на банковские вклады] — это, по сути, выстрел в ногу самим себе. Потому что он принесет небольшие деньги в бюджет, но очень сильно снизит и доверие к банковской системе и желание держать средства на вкладах, — высказал свою оценку главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов. — В результате деньги могут пойти в различные инструменты фонового рынка, в криптовалюту, в недвижимость и так далее. Но все это очень большой риск: и банки потеряют рынок, и граждане — на таких инвестициях.

Зато с тем, что правительство посылает бизнесу крайне негативные сигналы и нерационально расходует средства, действуя, как слон в посудной лавке, все абсолютно согласны.

— Для зарубежных фондов и частных инвесторов, — полагает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, — показательной стала еще история с основателем Baring Vostok Майклом Калви, когда спор хозяйствующих субъектов вдруг перешел в уголовную плоскость и к вопросу подключились силовые структуры. Это стало четким сигналом того, что в части сотрудничества с Россией надо притормозить. Все это крайне неприятно. Все капиталы из страны, само собой, уйти не могут, поскольку связаны разного рода контрактами, но в итоге деньги бегут.

— В истории с повышением НДПИ для металлургических и химических компаний все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, — развивает тему экономист Леонид Хазанов. — Суть этого маневра — увеличить НДПИ в 3,5 раза для отдельных видов полезных ископаемых, в числе которых — апатитовые руды, фосфориты, калийные соли, железные, медные руды и бокситы. Но условия добычи этого сырья крайне тяжелые, а цены на минеральные удобрения на рынке невысоки. Соответственно, рост НДПИ негативно скажется на доходности российских компаний-производителей.

— Если вы реально обеспечиваете бизнесу неизменность тарифов и налогов, скажем, на ближайшие 5−7 лет, то это одно, — резюмировал экономист Никита Масленников. — А если вы делаете это исключительно декларативно, но потом все постоянно правите и вводите, например, повышенный НДС, то это другое. Потому что от этого зависит доверие к экономической политике и ее стабильности. А это дополнительная сила, увеличивающая рост экономики. Как между людьми возникает искра влюбленности, позволяющая им в дальнейшем успешно строить свое семейное счастье, так и между бизнесом и государством такое возможно. Но, извините, пока даже признаков того, что в этих отношениях хоть что-то так «заискрит», даже и близко нету.

На фоне таких высказываний возникает вопрос — а что же нам нужно делать, чтобы позитивные тенденции были заметны не только правительственными чиновниками на бумаге, но и обычными людьми в реальной жизни?

— Сейчас нам нужна налоговая амнистия для предприятий по задолженностям, которые не превышает 1−2 миллионов рублей, — озвучивает программу-минимум председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Нужна амнистия по налоговым задолженностям на имущество и землю для населения, если они не превышают 500 тысяч рублей. Точно так же нужна амнистия по задолженностям за коммунальные услуги, по муниципальным налоговым задолженностям. Нужно банально прекратить драть по три шкуры с населения, а потом разбираться со всей той системой, которую государство тут навертело. Вот это была бы реальная поддержка.

Но вместо этого, допускает он, сейчас могут оперативно реализовать все «светлые» идеи последнего времени вроде взимания подоходных налогов при использовании банковских карт, а также полного контроля за финансами с использованием многочисленных информационных систем.

— С крупного бизнеса сейчас взять особо нечего, за исключением нескольких широко известных компаний из разряда нашего «национального достояния», — рассуждает эксперт. — Следовательно, с малым бизнесом, разговор, я уверен, пойдет в духе «ребята, вы чего-то мало платите в казну». И в связи с этим еще больше ужесточатся и без того драконовские санкции в отношении бизнесменов, которые уплатили налоги не полностью или не вовремя.

А еще у нас есть население, которое ходит и вообще платит еще меньше. Так что основная «движуха», думаю, начнется в сфере взимания подоходного налога и внедрении в банковскую сферу всяких информационных технологий и контролирующих цифровых систем, которые так любит господин Мишустин. Дальше будет перетряска налогов на имущество, кадастровой стоимости недвижимости и даже земельных налогов.

Учитывая, что даже при самом удачном раскладе мировые экономики будут восстанавливаться как минимум от 3 до 5 лет, у властей, подытожил Алексей Коренев, действительно, остается только два пути — сокращать расходы бюджета или повышать всевозможные налоги и сборы, и этот последний имеет все шансы стать основным.

— Однако давайте не будем забывать историю России, — предложил он. — В ней были и «соляные», и «медные», и всякие другие бунты. Но, видимо, кто-то явно прогуливал школу в свое время и не помнит того, что начинались-то все эти народные волнения с одного и того же — с повышения налогов на то, что людям крайне необходимо.

Источник

Рейтинг@Mail.ru