Рейтинг@Mail.ru

Финансовые аспекты японского экономического чуда – уроки для России НОВОСТИ

В настоящее время Россия переживает крайне сложную экономическую ситуацию: необходимость преодоления стагнации и ускоренного развития собственной промышленности уже стала критической и ни у кого не вызывает сомнений (отдельное спасибо западным санкциям). В этой связи полезно вспомнить, как другие страны справлялись с подобными задачами. Наиболее ярким и успешным примером этого является, пожалуй, так называемое японское экономическое чудо – энергичный подъем и модернизация японской экономики в период после Второй мировой войны.

Татьяна Куликова
2014-04-07 20:02

Речь идет о периоде с середины 1950-х годов до нефтяного кризиса 1973 года. Рост японской экономики в этот период в среднем составлял 9.7% ежегодно. Япония, проигравшая войну и утратившая значительную часть своей экономики, в 1968 году стала второй экономикой мира (после США), и это при крайней скудости природных ресурсов. У феномена японского экономического чуда было много факторов: население с высокой мотивацией к труду (позднее к этому добавилась высокая квалификация населения, получившаяся благодаря эффективной образовательной системе), правильно выбранная ставка на импорт технологий, помощь со стороны США, и т.д. В этой статье я хочу остановиться на финансовой системе Японии, которая также была одним из основных факторов успеха.

Основными особенностями японской финансовой системы того времени были, в частности:

- целевое финансирование приоритетных отраслей промышленности,

- относительная закрытость системы для трансграничного движения капитала.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

В Японии в первые два послевоенных десятилетия наблюдался значительный дефицит платежного баланса, и поэтому экспорт капитала, особенно прямых инвестиций, жестко контролировался. Министерство финансов принимало решения по каждому конкретному случаю прямых инвестиций за рубежом, консультируясь с Министерством внешней торговли и промышленности на основе следующих критериев (хотя формально они не были зафиксированы):

- инвестиции должны были содействовать экспорту японских товаров или ввозу в Японию сырья;

- они не должны были подрывать конкурентоспособность других японских фирм в самой Японии;

- они не должны ухудшать эффективность денежно-кредитной политики страны.

Затем, по мере улучшения платежного баланса Японии, власти стали устанавливать потолок инвестиций, которым уже не требовалось разрешения: с 1964 года – до 50 тыс. долл., с 1969 года – до 200 тыс. долл., и с 1970 года – до 1 млн. долл.[1]

Наличие жестких ограничений на вывоз капитала позволило Банку Японии удерживать низкие процентные ставки, не опасаясь спровоцировать бегство капиталов.

В результате, развивающаяся промышленность могла получать дешевые кредиты, финансируемые главным образом за счет сбережений населения, привлекаемых под очень низкие проценты. Это, в свою очередь, стало возможным благодаря следующему комплексу мер[2], целенаправленно реализованных японскими властями:

стимулирование внутренних сбережений населения, причем при сохранении низких процентных ставок по депозитам;

вовлечение сбережений населения в финансовую систему (т.е. стимулирование людей нести деньги в банк, а не хранить их «под матрасом»);

создание механизма направления этих средств предприятиям, причем также под низкий процент.

В частности, была разработана налоговая система, поощряющая личные сбережения, а также система налоговых льгот для предприятий, которые вкладывали средства в оборудование; всячески поощрялось накопление нераспределенной прибыли  предприятий. Были приняты меры, способствующие формированию доверия населения к финансовым институтам, – в первую очередь, на уровне банковского надзора –  оказавшиеся очень эффективными: за пятьдесят послевоенных лет в Японии не было ни одного случая внезапного банкротства банка. Потенциально проблемные банки выявлялись на ранней стадии, и по указанию регулятора происходило их слияние с каким-либо крупным банком. яндекс

Для финансирования долгосрочных инвестиций (таких как создание производственных мощностей и закупки оборудования) были созданы банки долгосрочного кредитования, выпускавшие облигации со сроком погашения 5 лет и направлявшие полученные средства на долгосрочные кредиты промышленности. Банк долгосрочного кредитования тщательно анализирует потенциальные проекты, а после того как проекты отобраны, он кредитует их не деньгами, а в счет кредита поэтапно оплачивает счета подрядчика (который строит завод или поставляет оборудование), предварительно удостоверившись, что строится именно то, что предполагалось проектом.[3] Такой подход позволяет кредитовать проекты под крайне низкую ставку, так как риск невозврата кредита минимален.

Отметим также, что в послевоенный период Япония вела очень активную промышленную политику. Правительство (при участии консультативных советов из представителей бизнеса) выбрало приоритетные отрасли и целевым образом направляло туда финансирование. Основным источником этого финансирования были так называемые почтовые сбережения[4] – средства населения, которые собирались в почтовых кассах – под процент на уровне среднего банковского и под гарантии государства. Этими средствами через Министерство финансов кредитовался японский Банк развития, который инвестировал эти средства в приоритетные отрасли. При отборе фирм-кандидатов на получение целевых госкредитов учитывалось, насколько стратегический план развития компании соответствует долгосрочной государственной стратегии развития отрасли. Так работал механизм преобразования сбережений в реальные инвестиции – минуя избыточные звенья финансовых посредников и риски нецелевого использования средств на финансовые спекуляции.

А вот к привлечению иностранных инвестиций в Японии относились с большой осторожностью. Был принят Закон об иностранном капитале, согласно которому каждый проект с его участием должен был получить одобрение Консультативного совета по иностранному капиталу[5].

К началу 1970-х годов в Японии вместо дефицита платежного баланса уже наблюдался его устойчивый профицит, что стало привлекать в Японию спекулятивный капитал на ожиданиях значительного роста курса йены. Но тогда японские власти не стали дожидаться спекулятивных пузырей на своих финансовых рынках и ввели дополнительные жесткие меры валютного и капитального контроля, дестимулирующие приход спекулятивного капитала[6].

Почему же закончилось японское чудо? Причин несколько. Назову, на мой взгляд, главные. Сыграл свою роль нефтяной кризис 1973 года, но и после него, в период с 1975 по 1985 год экономика страны устойчиво росла на 3-5% в год. Но в 1985 году Япония под политическим давлением со стороны США была вынуждена заключить с США так называемое Плаза-соглашение, согласно которому йена ревальвировалась в полтора раза, что заметно ухудшило положение японских товаропроизводителей, большинство из которых работало на экспорт. Далее, к 1979 году был практически полностью снят валютный контроль и контроль капитального счета (процесс либерализации капитального счета начался в 1964 году, когда Япония вступила в ОЭСР, но шел постепенно).[7] А во второй половине 1980-х годов было проведено финансовое дерегулирование, в результате которого мягкая денежно-кредитная политика и большие накопленные сбережения вылились в формирование пузыря[8] на фондовом рынке и на рынке недвижимости, который лопнул в 1992 году. С тех пор в Японии продолжается период «после мыльного пузыря», характеризуемый крайне низкими темпами роста экономики и почти нулевой инфляцией (с риском дефляции).

 

[1] А.С.Булатов «Вывоз капитала из России и концепция его регулирования», Москва, 1997.

[2] Косукэ Накахира «Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии» (лекция в Центре стратегических разработок, Москва, март 2000)

[3] Цит. по: Николай Петраков «В Сколково нет условий для российских Гейтсов», интервью порталу Фонтанка.ру 29.11.2010

[4] Цит. по «Направленный взрыв», Эксперт, №12, 2000.

[5] Косукэ Накахира – там же.

[6] Wilbur F. Monroe “Japan’s defensive use of exchange and capital controls during 1971-72: a case history”, Financial Analysts Journal, V.28. No.6. 1972.

[7] Косукэ Накахира – там же.

[8] Shigenori Shiratsuka “Asset price bubble in Japan in the 1980s: Lessons for financial and macroeconomic stability”, Bank of Japan, 2003.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru