Рейтинг@Mail.ru

Уроки «приватизации» 90-х НОВОСТИ

Чубайс

Заслуженный юрист России Наталья Боброва об уроках прошлого, которые мы никак не можем усвоить поныне

В последнее время нередко приходится слышать, что под контроль государства переходят предприятия ВПК, агрохолдинги, заводы и фабрики, которые более тридцати лет назад были приватизированы. Как теперь выяснила Генпрокуратура, с нарушением закона. Получается, итоги незаконной приватизации можно пересмотреть?

Мы беседуем на эту непростую тему с Натальей Алексеевной Бобровой, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ, автором целого ряда монографий и множества научных статей.

– Наталья Алексеевна, известно, что в ходе приватизации 90-х, проведенной в России в три этапа, были приватизированы около 145 тысяч предприятий (не считая «мелких» магазинов и кафе), из которых десятки тысяч были разорены и распроданы еще до наступления 2003 года. Государство выручило за продажу всей своей промышленности фактически «смешные» несколько миллиардов долларов. За 145 тысяч крупнейших заводов, фабрик, шахт и других предприятий, часть их которых были крупнейшими в мире и не имели аналогов. Была ли приватизация 90-х в России законной?

– Вся приватизация была незаконной, ибо она проводилась не на основе законов, а по ельцинским указам, подготовленным «кодлой» его приближенных во главе с Анатолием Чубайсом. Это была указная приватизация, последствия которой Россия еще долго будет расхлебывать. Так считаю не только я, но и сотни моих коллег-юристов, и так считал мой учитель, Виктор Осипович Лучин (доктор юридических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, сотрудник Института государства и права АН СССР (1979–1991), судья Конституционного суда РФ (1991–2004)). Не только указы о приватизации, но и другие указы Ельцина грубо противоречили нормам закона.

По сути, ельцинские указы подменили собой закон.

Особенным потрясением для Виктора Осиповича Лучина, как для судьи КС РФ, был запрет КПСС и КПРФ указом президента Б.Н. Ельцина от 6 ноября 1991 года. При этом сам новоявленный президент сдал партбилет КПСС всего несколько месяцев назад и не мог не понимать, что он делает, подписывая такой указ накануне 7 ноября – Дня Октябрьской Социалистической революции. Указом о запрете коммунистических партий, напечатанном на листе, увенчанном гербом РСФСР со звездой, серпом и молотом и девизом «Пролетарии всех стран соединяйтесь», Ельцин растоптал память миллионов коммунистов, отдавших свои жизни за Родину, окончательно «оформив» свое предательство. Указ, кстати, до сих пор хранится на сайте Ельцин-центра, организации, которая выполняет непонятные функции в сегодняшней России. Из этой же незаконной серии был указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации.

Согласно указу президента РФ №1400 Конституция действовала «лишь в той мере, в какой не противоречила настоящему Указу», что фактически означало отмену Конституции актом президента, ликвидацию конституционного строя. Неудивительно, что Виктор Осипович Лучин явился одним из инициаторов признания указа №1400 неконституционным: «Конституционный кризис – не столько внутреннее состояние самой Конституции, сколько отражение системного кризиса в обществе, когда социальная действительность опасно дистанцируется от Конституции. Конституция и общественная практика… как бы разведены по разным орбитам и пересекаются лишь в удобных и выгодных для власти координатах».

 – Почему стала возможной эта «незаконная серия» указов и почему власть оказалась настолько ослабленной, что фактически не смогла противостоять развалу СССР?

– Во власть стали приходить случайные люди, их намерением было все что угодно, но не сохранение и развитие нашей страны. Это началось еще 26 марта 1989 года, тогда состоялись первые в СССР «альтернативные» выборы – выборы народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик. В этот день у Виктора Осиповича Лучина был 50-летний юбилей, и все мы радовались такому совпадению. Но позже, когда он проанализировал результаты этих выборов, выяснилось, что среди «альтернативных кандидатов» оказались бывшие уголовники, психически неуравновешенные люди и просто наглые честолюбцы, люди с заниженной нравственной планкой, сумевшие быстро сориентироваться и оформить свое выдвижение. Тогда достаточно было представить документы, зачастую недостоверные, о проведении собрания граждан по месту работы или жительства. Многие из таких «кандидатов» вряд ли прошли бы отбор в своих трудовых коллективах, как это было ранее в СССР. Такие случайные люди, попавшие во власть, значительно ослабили ее. Многие из них впоследствии и стали участниками и инициаторами «приватизации».

– Как мы видим сегодня, многие бывшие российские политики сменили место жительства и спокойно живут в США и Великобритании, успев вывести туда все капиталы. Причем многие из них имеют бизнес и в России, получая от него прибыль. Вас не удивляет такое положение дел?

– Пока удивляет и возмущает одно – армия высокооплачиваемых адвокатов у проворовавшихся высокопоставленных «государевых» лиц (юридически – лиц, замещающих государственные должности федерального и регионального уровней, а также государственных служащих всех уровней). С помощью этой армии адвокатов, огромных денег и «беззубости» нашего российского законодательства они сегодня по-прежнему решают свои «вопросы» и имеют экономические интересы в России. Как это возможно? Сегодняшнее законодательство было написано в 90-е годы как раз либерально-рыночными специалистами с четко обозначенной задачей уводить коррупционеров от ответственности (для чего также был введен и мораторий на смертную казнь). Сегодня многие такие коррупционеры и мошенники давно сбежали за рубеж и вряд ли уже будут экстрадированы нашими западными недружественными «партнерами». Правоохранительная система вовсю старается следовать букве закона, но «пробуксовывает» в таких невыносимых условиях

Сама правоохранительная система сегодня – это констатация того кризиса, в который нас загнала «либерально-демократическая» идеология, в которой под красивой «оберткой» общечеловеческих ценностей кроется гнилое содержание вульгарного рынка и «чистогана». И главная ценность в ней – вовсе не гуманизм, обозначенный в ст. 2 Конституции РФ в виде «морковки», а золото, деньги, акции, удовольствия и оболванивание российского народа. И ничего более! Просто обманутый и многострадальный народ поздно это понял, когда страна уже становилась добычей Запада, и мы в 90-х стали фактической колонией Америки, как констатировал тогда, в 1995-м году, великий русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда Валентин Распутин: «Сегодня мы живем в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Еще как!.. Вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чужая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в СМИ, чужая любовь и чужая архитектура городов и поселков – все почти чужое, и если что и позволяется свое, то в скудных рамках оккупационного режима…»

– Но процесс все-таки идет, только за последнюю неделю возвращены в госсобственность крупные предприятия в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Несмотря на противодействие, Генпрокуратура сегодня продолжает этот процесс.

– Это хорошо, что прокуратура вообще сохранилась в России как самостоятельный государственный орган. В 1993 году уже был готов к печати проект Конституции, где слово «прокуратура» отсутствовало в принципе.

– То есть власти предержащие хотели ее просто упразднить?

– Уничтожить, поскольку действовали непонятно по каким «лекалам» написанным планам, и понимали, что любой грамотный юрист не оставит от таких реформ «камня на камне». Переход на «капиталистические» рельсы, приватизация, рыночная экономика, демократия – все это было второстепенным в 1993 году. Главным было развалить государство, лишив его любых экономических, правовых и политических инструментов. Образно выражаясь, поставить Россию на колени так, чтобы она уже никогда не смогла подняться. Об этом открыто говорил тот же Чубайс.

И если говорить о приватизации, то вспоминать надо 1993 год, когда саму прокуратуру, проводящую сейчас возврат имущества в госсобственность, спасли от ликвидации в последнюю минуту, чудом просто. Такого понятия, как «прокуратура», по плану реформаторов вообще не должно было быть. Прокуратуру спас от уничтожения на тот момент генеральный прокурор РФ Алексей Иванович Казанник (профессор кафедры государственного и муниципального права Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского, доктор юридических наук, профессор). История о том, как Ельцин в своем порыве «услужить» Западу едва не ликвидировал прокуратуру. Давайте перечитаем воспоминания Казанника:

«Самыми тяжелыми за четыре месяца пребывания в должности генерального прокурора считаю сутки перед опубликованием проекта новой Конституции России в декабре 1993 года, – вспоминал Алексей Иванович Казанник, – в нем не было статьи о прокуратуре Российской Федерации, поскольку было принято решение ее ликвидировать… Я трижды направлял служебные записки президенту Ельцину, доказывая необходимость сохранения прокуратуры. Ответа не получил. В последний день работы над редактированием проекта Конституции я позвонил Ельцину: «Борис Николаевич, очень прошу, примите меня по срочному, неотложному делу». Он помолчал, а затем сказал: «Алексей Иванович, в 22 часа!».

Ранее я написал полновесную отдельную статью в проект Конституции о прокуратуре как единой централизованной системе, описал ее функции как самостоятельной ветви государственной власти. На всякий случай, если не удастся решить вопрос по максимуму, я написал статью-минимум, которая действовала буквально до 2016 года. Маленькую 129-ю статью. Пришел к Ельцину и говорю: «Борис Николаевич, я очень прошу, вставьте эту статью в проект Конституции». Он просмотрел ее: «Нет, не могу. Вы знаете, у нас все решается коллегиально. Что я сделаю – уже верстка… есть». Я тогда вытаскиваю вторую статью. Она пустая, но там начиналось, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему и генеральному прокурору». И далее написал, что генеральный прокурор назначается Советом федерации по представлению Президента, а прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектом Федерации.

Он просмотрел ее и отвечает: «Алексей Иванович, зачем вам эта статья, она же пустая!» Я говорю: «Борис Николаевич, я это прекрасно понимаю. Но если в Конституции будет статья, что прокуратура – единая централизованная система, то мы сохраним ее». – «А зачем она нам нужна? Это пережитки тоталитарного социализма. Ну я посоветуюсь», – был ответ. Страшно переживая за прокуратуру, говорю президенту: «Борис Николаевич, прокуратуру учредил Петр Первый». – «Я это знаю». – «А в народе вас сравнивают с ним. Говорят, что вы реформатор, продолжатель его дела. Как-то будет непонятно: Петр Первый учредил, а такой же деятель, как он, упразднил». Ельцин задумался и спрашивает: «Что вы говорите? Неужели так и рассуждают?» – «Да, Борис Николаевич, все так и говорят!» – «Надо же! Я этого не знал. Ну, оставьте на всякий случай. Я посоветуюсь…» Второй вариант статьи я оставил. А к часам трем ночи, когда экспедиция привозит почту и свежую прессу, поехал в Генпрокуратуру. Приносят газету с опубликованным проектом Конституции. Смотрю, а там моя 129-я статья стоит в разделе «Судебная власть». То есть ни к селу, ни к городу. Но самое главное, что была сохранена система».

Уже тогда Ельцин и все «реформаторы» понимали, что действуют незаконно, и хотели избавиться от любых контролирующих органов. Они сеяли на территории России хаос и старались сделать все, чтобы им никто не мог помешать.

– Пока Генпрокуратура возвращает ряд предприятий в госсобственность, наше правительство планирует продолжать приватизацию. Как вы считаете, насколько такие меры оправданы в сегодняшней России?

– Глава Министерства финансов сказал, что в этом году поступления от приватизации превысят сто миллиардов. Уже готов список предприятий, это десятки компаний, в которых доля государства превышает 50%. Как заявил министр, «государство сможет заработать десятки и даже сотни миллиардов рублей без утраты контрольных пакетов акций». Не ясно только одно – зачем и почему продают госпакеты акций? Смысл этой приватизации? Получить 100 миллиардов? А почему бы их не получить из прибыли этих компаний? Смысл менять шило на мыло? Буквально несколько дней назад Генпрокуратура добилась передачи в госсобственность группы компаний, владельцы которой незаконно обогатились на 107 миллиардов рублей. На Дальнем Востоке были переданы государству акции ряда компаний, которых обвиняют в выводе из России сотен миллиардов рублей. Не проще ли нашему Минфину получить средства для государства, взяв под контроль такие потоки незаконно уходящих на Запад сотен миллиардов, чем снова передавать госсобственность в частные руки?

Страна, потерявшая в 90-е всю свою промышленность, снова идет по этому пути – это очень сложно понять, особенно сегодня. Сегодня можно назвать целые отрасли, пришедшие в критическое состояние после передачи их частные руки. Это сфера ЖКХ, строительство, промпроизводство, добыча полезных ископаемых и ряд других. И спасать эти предприятия пришлось/придется государству уже за госсчет – все приватизаторы «попользовались», «выжали» все, что могли, из оборудования, и обанкротились или близки к этому. И что, государство опять будет «плясать» на тех же граблях?

– Как вы считаете, нужно ли в России продолжать пересматривать итоги приватизации и, в зависимости от ситуации, продолжать работу по возврату предприятий в госсобственность?

– Я считаю, что нужно. Если на то будет политическая воля у нашей власти. А основания найдутся легко. Посмотрите, сколько крупных предприятий сегодня платят гроши своим работникам, не модернизируют производство, уродуют природу, загрязняя ее. И при всем этом они выжимают миллиарды долларов и продолжают выводить их за рубеж. Оставь эти предприятия таким собственникам, они их «довыжмут» и уедут в Великобританию или США вместе с капиталами. А в России оставят разруху и безработицу.

Обязательно нужно переводить в госсобственность предприятия ВПК, тем более если они находятся под контролем резидентов недружественных государств и поставляют туда стратегическое сырье. Получается, сами помогаем вооружать наших недругов? Надо действовать в условиях военно-политической целесообразности с учетом текущего момента. Так, в исках Генпрокуратуры все чаще звучат формулировки, что «нарушен экономический суверенитет РФ и национальная безопасность страны», «Активы выведены за рубеж с целью нанесения ущерба национальным интересам».

Если мы не хотим продолжения 90-х, то нам нужно срочно наводить порядок в нашей промышленности и возрождать ее. Россия – богатейшая и самодостаточная страна, которая имеет возможность все производить самостоятельно. И если в стране есть собственники, которые считают иначе, значит Генпрокуратуре нужно действовать в рамках борьбы за экономический суверенитет и национальную безопасность. 90-е наконец-то закончились, это должны понимать все.

Беседовал Евгений ФЕДОРИНОВ

Источник

Рейтинг@Mail.ru