Рейтинг@Mail.ru

Сталин в жизни моей семьи НОВОСТИ

К 140-летию со дня рождения Иосифа Сталина

Сталин 1

21 декабря 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.

Чем больше проходит времени после его смерти, тем ярче разгорается пламя споров о его значимости в истории нашей страны.  В моём восприятии –

Сталин – это не только фамилия человека. Это социалистический образ жизни многомиллионного народа Советского Союза, где человек человеку – друг и брат.  Это равноправие людей, отсутствие эксплуатации,  это отсутствие нищеты, это могучее государство, это воплощённая в реальность вековая мечта о свободе народов колониальных и зависимых стран…

Обвиняющие Иосифа Виссарионовича Сталина в кровожадных репрессиях, в массовых расстрелах невинных людей, начитавшиеся Слженицина, Сванидзе, Радзинского и прочих недоучившихся историков, наивно полагают, что Сталин ничем больше не занимался кроме репрессий. Я, живущий на свете девяносто пятый год, из которых двадцать восемь прожил при Сталине, осмелюсь внести поправки в их узкоограниченные познания.

Начну с того, что Сталин был гениальным теоретиком, разработавшим теорию построения социализма в одной отдельно взятой стране в противовес старой ленинской гвардии, во главе с Троцким,  носившейся, как курица с яйцом, неосуществимой теорией мировой революции, в которой живущему тогда  народу отводилась роль хвороста для разжигания мирового пожара.

Сталин же считал, что нужно улучшать жизнь людей здесь, в своей стране, и ни когда либо, а сейчас. Поэтому понятый и поддержанный народом и коммунистической партией, он начал строить социалистическое государство на основе социалистической индустриализации производства и, в развитие Ленинского «Мелким хозяйством из нужды не выйти», коллективизации сельского хозяйства, путём создания колхозов и совхозов.

К концу 1922 года закончилась гражданская война, в которой народ во главе с партией большевиков изгнал из страны капиталистов и помещиков, а заодно вышвырнул иностранных интервентов и захватчиков. Наивно думать, что все в пределах Советской России  слои населения были послушными приверженцами Советской власти.  «Бывшие воротилы» финансовой системы, промышленности, церковные устроения и сельские мироеды, не могли смириться с утратой своего имущества и привилегий, и перешли  к скрытой борьбе с новым государством, организуя диверсии на фабриках и заводах, поджоги имущества и хлебов в хранилищах и на корню, убийству советских, партийных, комсомольских и колхозных активистов. В руководящие государственные органы пробирались ненавистники советской власти и проводили политику, вызывавшую недовольство у населения к местной и к верховной власти.

Вот тогда и возникла необходимость введения репрессивных мер не только к отельным личностям, но и к определённым малочисленным группам населения, как например к кулакам. Либералы ныне о кулаках вспоминают с глубоким сожалением. Но они (кулаки) поджигая амбары с зерном и не обмолоченные скирды на гумнах не жалели колхозников обрекая их на голодную смерть. Я в те годы,  жил в селе и хорошо помню 1937 год, когда кулаки держали в напряжении всё село, устраивавшие поджоги здание сельсовета и домов колхозников.

Если бы ни репрессии против «пятой колонны», саботажников и вредителей не было победы в Великой Отечественной войне.

До Октябрьской революции 1917 года подавляющая часть граждан Российской империи были неграмотны. По данным переписи 1897 года, в составе всего населения империи был 21 % грамотных,. а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно. С первых дней работы, советское правительство занялось ликвидацией безграмотности начиная с широко известного «Ликбеза», а уже в 1930 году приняло закон об обязательном четырёхклассном образовании.

Сталин – это бесплатное образование и не только в общеобразовательной школе, а во всех отраслях народного хозяйства. Высокие темпы развития машиностроения приводили к острому недостатку квалифицированных кадров. Чтобы его устранить в 1940 году создается система ремесленных, впоследствии производственно-технических училищ, для подготовки токарей, фрезеровщиков, сверловщиков, слесарей, литейщиков, кузнецов и т.п., в которые набирались юноши и девушки с 15 летнего возраста и, главным образом из сельской молодёжи, страна-то была сельскохозяйственной, а семьи в основном многодетные. Для ремесленников было всё бесплатно: общежитие, фирменная одежда – гордость обучающихся, питание, приобретение специальности и общее образование в объёме семилетки, а после окончания училища – работа по специальности с узаконенной государством оплатой. Но стране с набирающей темпы промышленностью нужны были инженеры – технологи, конструкторы, организаторы производства, плановики, экономисты, а абитуриентов в институты со средним  образованием практически не было. В стране создаётся широкая сеть рабочих факультетов (рабфаки), куда принимались все желающие, независимо от уровня имевшегося образования для подготовки к поступлению в институты.

О своей семье в части образования. Крестьянская семья среднего достатка в далёком от города степном селе. Мой дед Тимофей 1860 года рождения был неграмотным, отец 1902 г.р. окончил двухгодичную церковно-приходскую школу. У него было шестеро детей, родившихся в советское время. Старший сын 1922 г.р. закончил, в июне 1941 года, Теплостанскую (Сеченовскую) среднюю школу и подал заявление в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Вероятность поступления была высокой, отметки в аттестате зрелости были в основном отличные. Он обладал аналитическим складом ума, но поступить не довелось. Началась война.  Уже  июле во втором месяце войны, он ушёл добровольно на фронт и в том же году погиб. Второй сын  1925 г.р. (автор статьи), после окончания Горьковской областной заочной средней школы, в десятом классе которой учился, вернее, числился, 15 лет, закончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. И за учёбу в нём, и в аспирантуре НИИ Труда в Москве, платил только за проезд туда и обратно железной дороге. А что касается пятнадцати лет в десятом классе, так это – благодаря, лучшей, человечной в мире советской системе образования. По сложившимся обстоятельствам в 1940 году по окончании восьмого класса Сеченовской средней школы я поступил в девятый Горьковской областной заочной, который успешно закончил в 1941 году, дальше всё переломала война. Вместо десятого класса пошёл учиться на фельдшера-ветеринара, работа в колхозе, а в январе 1943 призван,  в Красную Армию, в которой прослужил тринадцать лет и, все эти годы школа числила меня учеником.

А вот в истории моей младшей сестры 1930 г.р., бесплатное образование и бесплатное здравоохранение пересекались всю её жизнь. В июне 1947 года она заканчивала Сеченовскую среднюю школу, но в ростепель возвращаясь на выходной домой, попала в ледяную воду. Простуда перешла в воспаление лёгких, а потом в туберкулёз. Два года, как закончилась страшная война. Страна в разрухе. Отец погиб на фронте в 1942 году. Кроме неё у матери ещё двое несовершеннолетних детей. Лечения не только эффективного, хоть какого-нибудь получить было неоткуда. Навещавшие семью старушки-соседки, своими жалостливыми причитаниями отнимали у неё последние усилия в борьбе за жизнь. Прошёл год. Смирившись со своей участью, девушка готовилась к смерти. Я в это время, только что окончивший военное училище проходил службу в литовском городе Каунасе. Кто-то из родных в письме сообщил об этом (мать – неграмотная, больная уже не имела сил писать). Оформив отпуск, я приехал в Рогожку, внушил сестре, что её болезнь излечима и перевёз её в Горький в туберкулёзный диспансер. Её тут же госпитализировали, подлечили и через месяц выписали с предписанием принимать процедуры (поддувание) в местной больнице. При возвращении домой из Сеченовской больницы попала  в ливневый дождь. Началось резкое обострение. Поехала в тубдиспансер. Приняли. Через месяц отправили в санаторий на три месяца. И всё это бесплатно. Набравшись сил, вернулась к мечте о высшем образовании, но с открытой формой туберкулёза в институты с общежитиями не принимали, а учиться хотелось. Нашла гидромелиоративный техникум в городе Халтурин  Кировской области, в который принимали. Окончив его с отличием, выбрала местом работы Киргизскую ССР, город Талас, инженер гидромелиоратор. В 1957 в результате рецидива заболевания была госпитализирована в одну из больниц города Ташкент. Там ей удалили семь ребер и часть легкого. После длительной реабилитации вернулась к работе. В 1965 году родила сына, вырастила и, благодаря советской системе здравоохранения, прожила до восьмидесяти шести лет.

Уже в сороковые годы 20 века в Советском Союзе исчезло нищенство. Я хорошо помню, как еще в тридцатые годы по селу поодиночке и группами ходили нищие, выпрашивая милостыню. О том, как советскому правительству удалось искоренить нищету, попытаюсь объяснить на одном примере из своей жизни.

Рядом с нами жили три брата своими домами, с полнокровными семьями среднего достатка, недоброжелательно относились к советской власти, категорически оказывались вступать в колхоз, продолжали оставаться единоличниками, имея законно установленные земельные наделы и как все жители крестьянского села, того времени, нуждались в деньгах. Не знаю как это происходило, но работник районного страхового отдела, уговорил одного из них застраховать имущество в 5000 рублей, потом составить акт о пожаре, полученную страховку поделить: 1000 рублей «погорельцу», остальные инициатору сделки. Вскоре инициатор был разоблачён, за растрату в 25000 рублей приговорён к высшей мере наказания, а «погорелец» от суда получил пять лет колонии и там скончался оставив жену с тремя детьми – 20 ти летнем сыном, страдающим болезнью Паркинсона, двумя несовершеннолетними дочками и престарелым, больным раком, свёкром. Прямая дорога в нищету.  Это было в конце 1930- х годов.

Я встретился с ней через несколько лет после окончания войны. Она выдавала замуж старшую дочь за моего друга. К тому времени она похоронила и свёкра и сына. На вопрос, как она выжила после потери мужа. Вот что она рассказала. Как говорят – беда не приходит одна. Вскоре после похорон мужа, пала лошадь. Пока были старые запасы, как-то перебивалась, а потом хоть петлю на шею. И пошла я, проситься в колхоз. Приняли без всяких условий. Занималась я выращиванием капусты, а на трудодни получала столько же, как и те, кто пахал, сеял, жал и молотил. Без колхоза мы бы пропали. А вот ныне дочку выдаю замуж с приданым не хуже других.

А теперь о спорах «шибко умных» о том, как победил Советский Союз фашистскую Германию «благодаря», или «вопреки» Сталину. Слушая и читая этот несусветный бред, испытываешь тошноту от того, что люди, не имеющие элементарного понятия об организации и координации боевых действий, в которых задействованы сотни воинских соединений, миллионы людей, которых надо обеспечить военной техникой, оружием, топливом, едой, средствами связи, передвижений и ещё много, много чем,  могут нести такую ахинею.  Я, как человек военный, прослуживший  в Советской Армии  тринадцать лет, из них восемь – офицером, категорически утверждаю – «благодаря». О том, что Сталин был военным гением, признают не только наши маршалы Победы: Жуков, Василевский, Рокосовский, Воронов, Голованов и другие, об этом говорили и руководители капиталистических стран – Черчиль, Рузвельт и т.д. «Благодаря» ещё и потому, что в армейской массе существовала безграничная вера в мудрость и справедливость Верховного Главнокомандующего и за счёт этого поддерживалась строгая, осознанная дисциплина. Рядовые   и сержанты, призванные в годы  войны служили по пять-шесть лет без отпусков, но ни «дедовщины», ни конфликтов на национальной почве не было. Это объяснялось дружбой народов. Та же картина была и в среде командного состава. Частный пример. В воинской части, где я был секретарем парторганизации: командир – русский, начальник штаба – украинец, заместитель по политчасти – белорус, главный врач – еврей, секретарь комсомольской организации – татарин, старший врач – грузин.

Война 1941-1945 г.г. названа Отечественной потому, что на защиту Родины встал весь народ и помогал фронту, всеми возможными средствами, от вступления в ополчение до сбора денежных средств на производство авиационных эскадрилий,  танковых колонн и другого вооружения. Активное участие в этих пожертвованиях принимали и жители нашего, Теплостанского, (ныне Сеченовского) района, Горьковской (ныне Нижегородской) области.

Вот, что об этом писала районная газета «Борьба» в 1943 году.

6 января в заметке Д. Тортева: «Боевая машина «Горьковский дорожник» отмечалось:

«Дорожные работники нашей области решили построить на свои личные сбереженияв подарок героической Красной Армии боевую машину «Горьковский дорожник». Коллектив работников нашего района внёс на постройку боевой машины 10000 рублей. Дорожные уполномоченные Кадетов П.В., Миронова Е., Кузнецов Н.Ф.внесли по 1000 рублей каждый. Сбор средств продолжается».

13 января помещена заметка «Патриотический вклад в оборону Родины».

«Охваченный  благородным чувством патриотизма колхозник колхоза «Верный путь» села Липовки Долгополов Фёдор Иванович внёс 11 января в отделение госбанка свои сбережения в сумме 25 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи «Валерий Чкалов». – пусть и мой вклад на оборону Родины поможет быстрей разгромить немецких захватчиков – заявил тов. Долгополов.»

17 января в заметке «Наш вклад на строительство боевых машин» председатель райпотребсоюза П.Козлов пишет: «Работники райпотребсоюза со всем советским народом, не жалея сил, укрепляют военную мощь своей любимой Родины. Коллектив рабочих и служащих собрался 14 января, чтобы, чтобы следуя примеру патриотов, произвести взнос личных средств на строительство эскадрилий боевых машин «Валерий Чкалов» … Председатель передового Балтинского сельпо т. Назарова внесла 2000 рублей, председатель Т-Талызинского сельпо т. Тарасова – 1500 рублей, жёны командного состава, эвакуированные тт. Гольцева и Сафронова по 1000 рублей, инвалиды Отечественной войны тт. Храпунов и Трофимов –  2500 руб., конюх Железин Г.А., у которого два сына в Красной Армии, подписался на 1000 рублей. Всего 13человек внесли 20000 рублей. Коллектив принял обязательство  дать средств на боевой самолёт не менее 50 – 60 тысяч рублей. Подписка продолжается».

Не оставались в стороне и комсомольцы. Ближе к зиме, они собирали для бойцов тёплые вещи, девушки шили кисеты, вышивали носовые платочки, писали письма фронтовикам с выражением патриотических чувств, укрепляя веру в скорую победу.

Такое происходило по всей стране. Это подтверждало совпадение интересов правительства и народа, демонстрировало полнейшее доверие правительству возглавляемое И.В.Сталиным, который,  даже когда немцы были в 18 километрах от стен Москвы, оставался в Москве, на рабочем месте.

Истинную,  безграничную веру советского народа в Сталина выразил имзвестный поэт Михаил Исаковский в одном из своих стихотворений:

«Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе».

Ведущую роль И.В.Сталина в создании могучего государства СССР  признавали и бывшие руководители дореволюционной России и капиталистических стран:

Бывший глава Временного правительства России начала XX века, Александр Керенский:

«Великий человек! Двое таких было: Пётр I  и он. Оба сделали Россию державой».

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль:

«Сталин был величайшим, не имеющих равным себе в мире диктатором. Он принял Россию с сохой и оставил её оснащённой атомным оружием»

И это было чистейшей правдой.

Александр Глыбин

Источник

Рейтинг@Mail.ru