Рейтинг@Mail.ru

Первый созыв: боевой настрой депутатов НОВОСТИ

В начале 90-х годов, после распада СССР, в России произошла перезагрузка государственной власти. Были реформированы и законодательные органы. В Чувашской Республике Верховный Совет был преобразован в Государственный Совет, который начал работать в июне 1994 года. Мы начинаем серию публикаций, посвященных 25-летию республиканского парламента. Сегодня в номере – интервью с Председателем Госсовета Чувашии 1-го созыва, депутатом Госдумы России Валентином Шурчановым.

544984

– Валентин Сергеевич, Вы были депутатом Верховного Совета Чувашии 11-го и 12-го созывов, депутатом Государственного Совета Чувашской Республики 1-го и 2-го созывов: перестройка совершалась на Ваших глазах. Как шло переформатирование законодательного органа?

– Роспуск Верховного Совета Российской Федерации произошел сразу после октябрьских событий 1993 года. В конечном итоге Госсовет Чувашии начал свое первое заседание 21 июня 1994 года. И весь этот период шло формирование нового законодательного органа республики.

21 октября 1993 года на 16-й сессии

12-го созыва был принят Закон «О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике», 24 ноября 1993 года на 17-й сессии – законы «О Государственном Совете Чувашской Республики» и «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Были досрочно прекращены полномочия 200 народных депутатов Верховного Совета Чувашской Республики 12-го созыва. И на последней, 18-й сессии Верховного Совета 21 января 1994 года были назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва – на 13 марта 1994 года.

Первый созыв Госсовета формировался достаточно сложно, в три этапа. Трудности возникли в том числе из-за того, что депутаты избирались по одномандатным округам, но они были двоякие: административно-территориальные (от районов и городов) и территориальные избирательные округа. И условия избрания были другие, нежели сейчас: чтобы стать депутатом, обязательно нужно было набрать больше 25% «за» от общего числа избирателей. Сейчас проще: хоть 15%, главное – набрать больше других голосов. Потому те выборы проходили в два тура – 13 и 27 марта, и даже по итогам двух туров список депутатов был недостаточным – всего 28 из 47. Назначили повторные выборы на 2 июня, только тогда был обеспечен кворум – 33 депутата. 21 июня 1994 года мы начали работать.

Остальные 14 депутатов по своим округам были доизбраны 4 декабря 1994 года, но уже по новой редакции закона о выборах. Однако Президент Чувашии Николай Федоров обратился в Конституционный суд РФ с требованием признать итоги выборов недействительными, поскольку депутаты одного созыва были выбраны разными способами. Суд постановил, что депутаты должны избираться по единому порядку. И тогда было предложено распустить тех депутатов, которые были доизбраны 4 декабря. Окончательно депутатский корпус сформировался только после выборов 17 декабря 1995 года.

– Каким образом в период демократизации спикером парламента стал коммунист?

– На первом заседании выдвигались разные кандидатуры на должность Председателя Государственного Совета. В том числе выдвинули и мою кандидатуру от коммунистов. Аграрники меня поддержали, и я набрал нужное количество голосов. С июня 1994 года по июль 1998 года (тогда созыв избирался на 4 года, сейчас – на 5 лет) я работал Председателем Госсовета Чувашии. При этом заместителями у меня были Александр Кушков, который представлял аграрников, и Светлана Маринова, представлявшая партию власти – демократов.

Тогда в Госсовете фракций не было, поскольку все депутаты были одномандатниками. Но существовали депутатские группы, и активных депутатов было много. От КПРФ, к примеру, Николай Селиванов, Игорь Моляков, Людмила Баландина. Кроме аграрников, коммунистов и демократов, была еще очень активная депутатская группа от ЧНК – Чувашского национального конгресса, куда входили Геннадий Архипов, Алексей Леонтьев, Вячеслав Тимофеев.

Отмечу, почти на каждой сессии, когда ставился вопрос о повестке дня, предлагали включить вопрос об освобождении В.С. Шурчанова от должности Председателя Государственного Совета. И я вынужден был ставить этот вопрос на голосование, чтобы включить в повестку дня сессии.

К слову, депутаты первого созыва решили, что Чувашская Республика должна быть не президентской, а парламентской республикой. Госсовет как высший законодательный орган Чувашской Республики обозначил проблему, и был назначен референдум по упразднению поста Президента Чувашской Республики. Мы его провели, все сделали по закону, хотя было очень сложно. Нам не хватило буквально 2–3% голосов, чтобы этот институт упразднить (улыбается).

– Какие заслуги депутатов первого созыва хотели бы отметить?

– Это было очень интересное время. Тогда как раз образовывался Совет Федерации – туда включали глав регионов и руководителей законодательных собраний. Поэтому роль Госсовета республики в то время была велика – председатель регионального парламента был членом Совета Федерации по совместительству. Соответственно, наши возможности были гораздо шире.

Первый созыв обеспечил переход от советской системы к нынешней структуре власти. Он был переходным, мы искали в республике формы, методы, структуру, как все это обеспечивать. В конечном итоге это произошло. Первый Госсовет обеспечил стабильность в республике. У нас не было силовых конфликтов, хотя политическая жизнь бурлила. Была большая активность депутатов, буквально все рвались выступить, было большое количество разных заявлений. Была свобода обсуждения. Это, считаю, тоже заслуга первого созыва.

Перед началом каждого заседания в течение 10 минут выступал Председатель Госсовета с докладом о проделанной работе за промежуток между сессиями. Присутствовали депутаты Госдумы России и члены Совета Федерации, которым в обязательном порядке предоставлялась возможность выступить.

Заслуга Госсовета первого созыва в первую очередь в том, что из порядка 130 принятых нами законов более 90 законопроектов написали мы сами. То есть более 70% законов, принятых первым созывом Госсовета, были написаны самими депутатами. При этом мы находились в противостоянии с Правительством. Сейчас картина наоборот: депутатских законов очень мало, в основном они штампуются Правительством, поэтому и нет в Госсовете нынешнего созыва острого, свободного, заинтересованного обсуждения.

Подчеркну, тогда много больше депутатов, чем сейчас, работали на освобожденной основе, это помогало депутатам больше и лучше работать. Сейчас из 44-х только 9 человек работают на профессиональной основе, а в первом созыве из 47 депутатов – 19. Тогда правила были другие, нежели сейчас: депутат по своему заявлению мог работать на освобожденной или на неосвобожденной основе. Хотя зарплаты у нас были маленькие, тем не менее такая возможность была, и люди ею пользовались.

Еще один значимый момент: в начале своих выступлений некоторые депутаты, к примеру, от ЧНК, предупреждали, что будут выступать на чувашском языке. Все для этого было готово: в конце зала в кабинках сидели переводчики, и сразу начинал работать синхронный перевод.

– Вы говорите о свободной дискуссии на сессиях первого созыва. А был тогда регламент для выступлений?

– Регламент был, само собой. Что такое регламент? Это внутренний документ для работы. Госсовет каждого созыва на своем первом заседании принимает регламент: как избирать Председателя, его заместителей, сколько минут выступать и т.д.

Но тогда была демократия такого плана, что 5% от общего числа депутатов имели право попросить объявить перерыв на 20 минут для обсуждения какого-либо вопроса. К примеру, Архипов мог встать и сказать, что депутатская группа ЧНК сейчас собирается обсудить вопрос, нужен перерыв. И им его предоставляли.

– Что еще успел сделать первый созыв?

– Первый созыв был очень боевой. В пример приведу такой факт. Напомню, тогда как раз происходили события в Чечне. И мы своим решением в начале 1995 года отправили специальную делегацию парламентариев в зону военного конфликта, чтобы они, во-первых, сами разобрались в обстановке, во-вторых, получили сведения о попавших в плен солдатах, призванных из Чувашской Республики, и главное, – содействовали их возвращению. И наша делегация справилась с этой «боевой» задачей.

Кроме того, впервые в истории республики мы определили границы города Чебоксары. Мы долго собирались, говорили, тем не менее современные Чебоксары находятся в пределах тех границ, которые были определены первым созывом Госсовета.

Депутаты вкладывали всю душу в свою работу, старались облегчить жизнь гражданам республики. Так, именно первый созыв принял решение о том, что 75% стоимости всех работ по газификации сельских населенных пунктов должно оплачиваться из бюджета, и только 25% – самими гражданами. Добились, несмотря на сложные времена, и это решение действительно работало.

– А Конституцию Чувашии вы не успели принять – это заслуга или недоработка?

– Мы рассматривали три варианта Конституции Чувашской Республики. Проекты подготовили и коммунисты, и демократы, и ЧНК. От КПРФ была подготовлена практически советская Конституция – со всеми правами, в том числе на работу.

При Президенте республики Николае Федорове была организована конституционная комиссия, куда входил и я. Мы все обсуждали-обсуждали, но в конечном итоге новую Конституцию Чувашии приняли только во втором созыве, в 2000 году. Видимо, должно было пройти определенное время, чтобы демократы добились своего решения. На мой взгляд, от этого Конституция не выиграла, а граждане потеряли многое из своих прав.

– Ваши пожелания коллегам – депутатам шестого созыва Госсовета Чувашии.

– Надо четко знать, что такое депутат. Это избранник народа, он должен защищать народные интересы, а не интересы власти. К сожалению, эти интересы иногда расходятся. Так что пусть Госсовет Чувашии работает.

Эльвира ХМЕЛЕВА

Источник

Рейтинг@Mail.ru
разработка сайта ООО "Мельница"